Конструирование современного образовательного процесса содержание, деятельность педагога и обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общественная значимость решения проблемы по конструированию образовательного процесса на основе современных требований состоит в том, что в современных условиях социуму необходимы личности - созидатели, способные осуществлять продуктивную социально - значимую деятельность. А формирование, воспитание и обучение таких личностей происходит в целостном образовательном процессе.Обществу важно, чтобы выпускники школьных образовательных учреждений обладали опытом репродуктивной, творческой, познавательной деятельности и опытом эмоционально – ценностных отношений, накопленных цивилизацией.Педагогическая значимость решения проблемы конструирования образовательного процесса на основе современных требований заключается в том, что одним из решающих условий успешного осуществления педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: СОДЕРЖАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ …...………………………7
1.1. Конструирование современного образовательного процесса как педагогический феномен …………………………………………….......................7
1.2. Принципы и условия эффективного конструирования современного образовательного процесса………………………………………………………...15
Выводы по первой главе…………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………20
2.1. Конструирование урока информатики в контексте обновлённых ФГОС основного общего образования……………………………………………………20
2.2. Современные педагогические технологии в 5 – 9 классах………………….21
Выводы по второй главе…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….…….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…………….…………..29
Приложение…………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» – URL: http:// garant.ru.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413".(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
3.Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
4.Бермус А. Г. Практическая педагогика /А. Г. Бермус. – М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
5.Бордовская Н.В. Педагогика /Н.В. Бордовская. – СПб: Питер, 2013. – 304 с.
6.Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии /Г. В. Бороздина. – М.:Юрайт, 2016. – 478 с.
7.Бочкарева Т.Н. Конструирование и реализация образовательных процессов /Т.Н.Бочкарева. – Елабуга: Апробация, 2019. – 336 с.
8.Гуревич П. С. Педагогика / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
9.Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС /Т. Г. Долгина // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). — С. 627-629.
10.Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования /К. В. Дрозд. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
11.Заводова Т. Е. Технология учебного процесса /Т. Е. Заводова. – М.: Красико-Принт, 2004.
12.Загвязинский В.И. Общая педагогика /В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высшая школа, 2007.
13.Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся /А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
14.Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество /В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
Конструирование (в дидактическом плане) представляет собой совокупность и последовательность процедур, выполняемых педагогом в педагогическом взаимодействии с учащимися и в результате которых поэтапно разрабатывается дидактическая модель сценария образовательного процесса.В отечественной педагогической науке вопросы конструирования образовательного процесса стали подниматься и разрабатываться в русле исследования творческой деятельности педагога: В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др. При этом механизм осуществления творческой деятельности представляется в виде совокупности процедур, большинство из которых имеют прямое отношение к конструированию сценария конкретного занятия.Образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний [Рындак, 2017].