Развитие рефлексии младших школьников средствами художественной литературы
Введение
Необходимым условием для формирования личности ребёнка является развитие рефлексии, критической самооценки, креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа. Концепция современного образования связана с идеей создания условий для развития и самореализации ребёнка, как части социума. Процесс формирования ценностных ориентаций с помощью анализа собственных поступков и действий окружающих людей является важной составляющей для развития личности младшего школьника. Формирование гармоничной личности ребёнка подразумевает развитие способности моральной оценки действий окружающих и собственного поведения, навыков сотрудничества, а также развитие сопереживания, этических чувств. Эти действия являются основами рефлексии - способности сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции, поведение, оценивать принятые решения. Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение».
В педагогике можно выделить следующие виды рефлексии:
-Кооперативная – ана
Введение
Глава 1. Теоретические основания развития рефлексии младших школьников при изучении ими художественной литературы.
1.1. Понятие и сущность рефлексии
1.2. Возрастные особенности развития рефлексии младших школьников
1.3. Использование произведений художественной литературы как средство развития рефлексии младших школьников
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация и проведение исследования по развитию рефлексии младших школьников средствами художественной литературы
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Проведение диагностического эксперимента
Выводы по главе 2
Глава 3. Разработка программы развития рефлексии младших школьников средствами художественной литературы и анализ динамики развития рефлексии в ходе эксперимента
3.1. Разработка программы развития рефлексии младших школьников с помощью произведений художественной литературы и реализация данной программы
3.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
2. Адамович, Е.А. Выразительное чтение в начальной школе/ Е. А. Адамович, Ч. М. Карская. – Москва : Изд–во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 72 с.
3.Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л. Алексеева. – Москва : Просвещение, – 2009. – 47 с.
4. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев – Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.
5. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ / Ц.П. Балталон. – Москва: Издание Т-ва А.И. Мамонтова, 1914. – 112 с.
6. Беленький Г.И. Совершенствование преподавания литературы в школе: пособие для учителя / под ред. Г.И. Беленького. – Моска : Просвещение, – 1986. – 191 с.
7. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2012 – No1. – 3 с.
8. Борисенко, И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа. – 2004. –No3.
9. Васильев В.Г., Юдина Ю.Г. Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования/Психологическая наука и образование - 2014. - №1. - C.37.
10. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – No2. – 204 с.
11. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Урок в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 2005 - № 23-С. 53-58.
12. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для тстуд. высш. учеб. заведений/ под ред. М.П. Воюшиной. – Москва : Издательский центр «Академия», – 2010. – 288 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. – Москва : Издательство «Лабиринт», – 1999. – 352 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения,- М.:Интор,1996- 544 с.
15 .Драгунский В.Ю. Все Денискины рассказы/В.Ю. Драгунский
акже самообразованию в различных сферах жизни. Наиболее эффективным способом достижения данной цели можно назвать развитие рефлексии у младших школьников, как важного качества личности. [1]
Надо заметить, что без целенаправленного формирования интереса к чтению в процессе школьного обучения зачастую трудно привить ребёнку желание читать. В своих работах А. С. Макаренко подчеркивал, что дети входят в область печатного слова зачастую с трудом, сталкиваясь с трудностями процесса чтения.[28]
Исследования показывают, что чтение литературных художественных произведений выполняет важную познавательную, эстетическую и воспитательную функции. Чтение и анализ художественных произведений способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, его нравственно-эстетических идеалов. Начальная школа первой начинает реализовать общую основную цель обучения — формирование личности учащегося, особенно в том случае, когда ребёнок не посещал учреждение дошкольного образования. Анализируя образовательну