Развитие рефлексии младших школьников средствами художественной литературы

Дипломная работа на тему "Развитие рефлексии младших школьников средствами художественной литературы". В работе исследуется рефлексия младших школьников, как способ их самосознания, с помощью художественной литературы.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.08.2022
Объем файла
194 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Необходимым условием для формирования личности ребёнка является развитие рефлексии, критической самооценки, креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа. Концепция современного образования связана с идеей создания условий для развития и самореализации ребёнка, как части социума. Процесс формирования ценностных ориентаций с помощью анализа собственных поступков и действий окружающих людей является важной составляющей для развития личности младшего школьника. Формирование гармоничной личности ребёнка подразумевает развитие способности моральной оценки действий окружающих и собственного поведения, навыков сотрудничества, а также развитие сопереживания, этических чувств. Эти действия являются основами рефлексии - способности сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции, поведение, оценивать принятые решения. Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение».
В педагогике можно выделить следующие виды рефлексии:
-Кооперативная – ана

Введение

Глава 1. Теоретические основания развития рефлексии младших школьников при изучении ими художественной литературы. 

 1.1. Понятие и сущность рефлексии

1.2. Возрастные особенности развития рефлексии младших школьников

1.3. Использование произведений художественной литературы как средство развития рефлексии младших школьников

Выводы по главе 1

Глава 2.  Организация и проведение исследования по развитию рефлексии младших школьников средствами художественной литературы

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Проведение диагностического эксперимента

Выводы по главе 2

Глава 3. Разработка программы развития рефлексии младших школьников средствами художественной литературы и анализ динамики развития рефлексии в ходе эксперимента

3.1. Разработка программы развития рефлексии младших школьников с помощью произведений художественной литературы и реализация данной программы

3.2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
2. Адамович, Е.А. Выразительное чтение в начальной школе/ Е. А. Адамович, Ч. М. Карская. – Москва : Изд–во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 72 с.
3.Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л. Алексеева. – Москва : Просвещение, – 2009. – 47 с.
4. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев – Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.
5. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ / Ц.П. Балталон. – Москва: Издание Т-ва А.И. Мамонтова, 1914. – 112 с.
6. Беленький Г.И. Совершенствование преподавания литературы в школе: пособие для учителя / под ред. Г.И. Беленького. – Моска : Просвещение, – 1986. – 191 с.
7. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2012 – No1. – 3 с.
8. Борисенко, И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа. – 2004. –No3.
9. Васильев В.Г., Юдина Ю.Г. Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования/Психологическая наука и образование - 2014. - №1. - C.37.
10. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – No2. – 204 с.
11. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Урок в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 2005 - № 23-С. 53-58.
12. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для тстуд. высш. учеб. заведений/ под ред. М.П. Воюшиной. – Москва : Издательский центр «Академия», – 2010. – 288 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. – Москва : Издательство «Лабиринт», – 1999. – 352 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения,- М.:Интор,1996- 544 с.
15 .Драгунский В.Ю. Все Денискины рассказы/В.Ю. Драгунский

акже самообразованию в различных сферах жизни. Наиболее эффективным способом достижения данной цели можно назвать развитие рефлексии у младших школьников, как важного качества личности. [1]
Надо заметить, что без целенаправленного формирования интереса к чтению в процессе школьного обучения зачастую трудно привить ребёнку желание читать. В своих работах А. С. Макаренко подчеркивал, что дети входят в область печатного слова зачастую с трудом, сталкиваясь с трудностями процесса чтения.[28]
Исследования показывают, что чтение литературных художественных произведений выполняет важную познавательную, эстетическую и воспитательную функции. Чтение и анализ художественных произведений способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, его нравственно-эстетических идеалов. Начальная школа первой начинает реализовать общую основную цель обучения — формирование личности учащегося, особенно в том случае, когда ребёнок не посещал учреждение дошкольного образования. Анализируя образовательну