Характеристика слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией

Скачать курсовую работу на тему: Характеристика слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией. В которой исследовано изучить и провести анализ слоговой структуры слова . Изучена психолого-педагогическая и медицинская литература
Author image
Shamil
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.08.2025
Объем файла
71 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Хорошая, красивая, грамотно поставленная речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей, позволяющая беспроблемно адаптироваться в социуме.
Проблемой состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды. А.Р. Лурия дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» писал о том, что чувство ритма или ритмическое чувство является основой слогосложения.
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Понятие слоговой структуры слова в современной литературе…………6
1.2. Закономерности формирования слоговой структуры в онтогенезе…….9
Выводы по главе 1………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ………………13
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста с дизартрией………………………………………….15
2.2. Специфика слоговой структуры слова детей среднего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………20
2.3. Анализ методик изучения слоговой структуры слова детей среднего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………25
2.4. Содержание коррекционной работы по развитию лексического строя речи детей среднего дошкольного возраста с дизартрией………………….29
Выводы по главе 2……………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Бабина, Г. В.Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.–213 с.
Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с. – ISBN 978-5-691-01781-0.
Битус, П. А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией / П. А. Битус. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96660/ (дата обращения: 27.05.2023).
Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – Киев:Радзян. шк., 1990. – 212 с.
Бурлакова, М.К.Советы логопеда/М.К. Бурлакова. – М., 2016.–234 с.
Введенская, Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Москва: ВЛАДОС, 2018 – 703 с.
Волкова, Л.С. Логопедия: учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волковой. – Москва:
Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов.– М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351с.
Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.–254 с.
Жукова, Н.С.Преодоление общего недоразвития речи /Н.С. Жукова. – Москва, 1990.–215 с.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/Э.П. Короткова.– М.: Просвещение, 2015.–213 с.
Краузе, Е.Н. Логопедия/Е.Н. Краузе. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2012.–126 с.
Лалаева, РИ. Коррекция общего недоразвития у дошкольников/Р.И. Лалаева. СПб., 2017.–254 с.

Данная характеристика была выделена Е.М. Мастюковой:
– дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
– дизартрия у детей с ДЦП, характеристика которой описана в рамках детского церебрального паралича также авторами: М. В. Ипполитовой и Симоновой;
– дизартрия у детей с олигофренией (Г. Е. Сухарева и М. С.Певзнер).
дизартрия у детей с гидроцефалией (М. С. Певзнер, М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова);
– дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С. Певзнер, К.С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.);
– дизартрия у детей с ММД. Дизартрия с минимальной мозговой дисфункцией зачастую встречается у детей специальных школьных дошкольных учреждений. Наряду с несформированностью звукопроизносительной стороны речи, отмечаются нерезко выраженные нарушения высших психических функций, небольшие двигательные расстройства и замедленное развитие ряда высших корковых функций [21].