Дидактическое обеспечение исследования (навыки звукопроизношения) старшего дошкольного возраста
Введение
Согласно современным исследованиям, с каждым годом растет число детей, не имеющих нормированного звукопроизношения перед поступлением в первый класс, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности. Для того, чтобы помочь детям справиться со сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный период особенно важен для формирования речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах. Этим объясняется актуальность выбранной темы для исследования.
Содержание
Введение 3
1.1. Особенности формирования звукопроизношения у детей в различные возрастные периоды 5
2.1. Способы и методы диагностики звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 21
Заключение 28
Приложение 35
Библиографический список
- Агаева И.Б. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня / И.Б. Агаева, А.С. Валевич // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe-izuchenie-sformirovannosti-zvukoproiznositelnoy-storony-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim (дата обращения: 10.02.2023).
- Алексеева, А. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. 3-е изд. / А. М. Алексеева, В. И. Яншина. // М. Академия, 1998. С. 400.
- Алпатова Н.С. Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Алпатова, И.А. Ульянова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. №2 (54). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proiznositelnoy-storony-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 11.02.2023).
- Алпатова, Н.С. Формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Н.С. Алпатова, Е.П. Фуреева, И.А. Ульянова // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 92-96. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48212386 (дата обращения: 09.01.2023)
- Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки // СПб., 1999.
- Артемова Е.Э. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития / Е.Э. Артемова, А.А. Басова // Universum: психология и образование. 2016. № 3-4. [Электронный ресурс] URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3039 (дата обращения: 30.01.2023).
- Богаткова А.К. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения / А.К. Богаткова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 37-40.
Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании. Важным фактором, который препятствует полноценному развитию детей с ОНР, является нарушение их звукопроизношения. По мнению Л. Р. Зиндер, восприятие и произношение фонем родного языка представляют собой согласованную деятельность речеслухового и речемоторного анализаторов, где достаточно сформированный фонематический слух дает возможность отработать четкую дикцию, то есть подвижность и тонкую дифференциацию органов артикуляции, которые обеспечивают верное произношение определенной фонемы.