Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР
Введение
Актуальность исследования. Среди большого количества вопросов, связанных с развитием детей дошкольного возраста с нарушениями речи, выделяется проблема формирования у них коммуникативно-речевой деятельности в общей структуре общения.
В современных условиях очень важное значение имеет проблема развития у дошкольников с ОНР умений и навыков речевой коммуникации, т.к. именно речь является основным средством человеческого общения. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения: ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т.д. (О.Е.Грибова, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова, Л.Г.Соловьева, Е.Г.Федосеева и др.).
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения логопедической работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.2 Особенности развития диалогической речи детей дошкольного
возраста
1.3 Характеристика формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение логопедической работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР
2.1. Обзор диагностических заданий и результаты констатирующего эксперимента
2.2. Методические рекомендации по формированию диалогической речи у детей с ОНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. – 278с. - ISBN 5-7695-0106-5 - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001790016 (дата обращения: 28.03.2023).- Режим доступа: Российская государственная библиотека ; для зарегистрир. пользователей. Текст: электронный.
- Арушанова А. Истоки диалога: учебное пособие / А. Арушанова, Е. Рычагова / Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 82-90.- Текст : непосредственный
- Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / Бизикова О. А. - Москва : Скрипторий 2003, 2008.; ISBN 978-5-98527-107-2. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004138889 (дата обращения: 24.03.2023).- Режим доступа: Российская государственная библиотека ; для зарегистрир. пользователей. Текст: электронный.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1995. - с 158.; ISBN 5-09-007332-5.-URL: https://urait.ru/book/osnovy-defektologii-518576 (дата обращения: 16.03.2023).- Режим доступа: Электронно-библиотечная система: Юрайт.- Текст: электронный.
- Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. —ISBN 978-5-534-13973-0. — URL: https://urait.ru/book/osnovy-specialnoy-pedagogiki-i-specialnoy-psihologii-517221 —(дата обращения: 01.04.2023).- Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт.- Текст : электронный.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учебное пособие / В. В. Давыдов; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1986. – 23.-Текст: непосредственный
Он пишет, что при передаче сообщения в мозг вводятся два вида информации:
а) знание о предметах и явлениях окружающего мира;
б) знание о правилах языка, на котором эта информация подается.
Диалог – чередование реплик двух или более людей говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. Главной чертой диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалогическая слаженность обеспечивается содействием двух собеседников. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в объяснении высказывания.
Очень важно научить составлять предложения разных типов. А.Н. Гвоздев неоднократно отмечал это и придавал огромное значение овладению синтаксисом сложных предложений, потому как они «дают исключения связей и взаимоотношений мыслей». Таким образом, в основе речевого общения лежит диалог.