Исторический комментарий как средство повышения мотивации к изучению русского языка (на примере раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе)

Скачать курсовую работу на тему: Исторический комментарий как средство повышения мотивации к изучению русского языка (на примере раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе). В которой исследован принцип историзма как основа исторического комментария. Изучен исторический комментарий как один из приемов формирования языковой компетентности.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2025
Объем файла
87 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Формирование общества, многовековые достижения его материальной и духовной культуры, образование и развитие наций находят свое отражение в языке. Язык и история неразрывно связаны. Путь, пройденный народом в его развитии, становится достоянием последующих поколений благодаря языку.Широко известен ставший хрестоматийным тезис Якоба Гримма: «Наш язык - наша история». Гримм утверждает, что язык является более живым свидетельством о прошлой жизни народа, чем кости, оружие, могилы [5, с.7]. Целый ряд проблем истории народа не может получить достаточно полного и убедительного решения без привлечения к исследованию фактов языка. К таким проблемам относятся этногенез народа, этническая история, вопросы этнического прогнозирования. Исследованием проблемы этногенеза занимаются ученые самого различного профиля: историки, археологи, антропологи, этнографы, фольклористы и, конечно же, лингвисты.
 

Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические основы использования исторического комментария на уроках русского языка…………………………………………………………………….6
1.1.Исторический комментарий как один из приемов формирования языковой компетентности……………………………………………………………………6
1.2 Принцип историзма - основа исторического комментария………………..10
1.3. Исторический комментарий как прием обучения русскому языку………12
2. Методические рекомендации по использованию приема исторического комментирования (на примере изучения раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе)…………………………………………………………………………….19
2.1.Возможности использования историко-лингвистического комментирования на уроках родного русского языка в школе………………19
2.2. Варианты заданий с использованием приема исторического
комментария……………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллаева Р. Повышение мотивации учащихся при изучении русского языка // Проблемы науки. - 2019. - № 6 (42). - С. 75-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-uchaschihsya-pri-izuchenii-russkogo-yazyka
Аккозина А.Э. Исторический комментарий фактов современного русского языка в средней школе // Актуальные проблемы филологии. - 2021. - № 23. - С. 15-24.
Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. Русский родной язык. 5–9 классы. Примерные рабочие программы. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2017. – 330 с.
Бабулевич С. Н., Кузенная Т. Ф. Историко-лингвистическое комментирование в контексте обучения русскому языку в школе/ [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-lingvisticheskoe-kommentirovanie-v-kontekste-obucheniya-russkomu-yazyku-v-shkole (дата обращения: 22.03.2023).
Багриновский Г.Ю. Этимологический словарь русского языка / Г.Ю. Багриновский. - М.: АСТ, Астрель, 2019. - 736 c.
Белоконева Н.Н. Пособие по риторике [Текст] : сборник заданий и упражнений с теоретическими комментариями / Н. Н. Белоконева, Е. Н. Сметанина, Т. А. Ченцова ; [Самарская духовная семинария]. - Самара : Слово, 2018. - 175 с. 
Бокатина Ю.И. Историческое комментирование в системе методической подготовки студентов-филологов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2006. - 17 с.
Бокатина Ю.И. Историко-лингвистическое комментирование в контексте компетентностного подхода к обучению русскому языку // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32248 (дата обращения: 28.03.2023).

Как известно, усиление познавательного интереса к обучению является одной из ключевых проблем современной школы, поскольку на развитие познавательного интереса современного ученика – ученика цифровой эпохи - влияет культурная и образовательная среда, которая должна рассматриваться в широком смысле. При этом в школьных учебниках по русскому языку часто отсутствуют исторические сведения - в них содержится только обязательный для усвоения материал. Однако программа требует вдумчивого отношения ко всем деталям, потому выявление эффективности применения методов исторического комментирования на уроках русского языка сегодня как никогда актуально. При объяснении языкового явления учителю следует стремиться к раскрытию его закономерностей во взаимосвязи с другими языковыми процессами [22].Следовательно, исторический взгляд на языковые явления позволяет объяснить их особенности. Историзм с давних времён был одним из ведущих принципов методики преподавания русского языка. К нему обращались видные методисты второй половины XIX века: Буслаев Ф. И., Виноградов В. В., Колесов В. В., Срезневский И. И., Шахматов А. А. В своих работах начинают уделять принципу историзма особое внимание.Ф. Ф. Фортунатов в одном из своих трактатов пишет, что «предметом языковедения является человеческий язык в его истории» [36, с. 3]. Автор обращает внимание на то, что любой язык в ходе своего развития претерпевает ряд определённых изменений.