Воспитание у обучающихся патриотизма и любви к Отечеству во внеурочной деятельности
Введение
Актуальность исследования. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и образование. Одним из наиболее важных приоритетов является воспитание патриотизма и любви к Отечеству.Воспитание– это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Постановка проблемы воспитания у обучающихся патриотизма и любви к Отечеству во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1 Социально-педагогические особенности патриотических представлений…………………………………………………………………......7
1.2Состояние проблемы патриотических представлений у современных школьников ……………………………………………………………………...14
1.3 Задачи и содержание воспитания патриотизма у современных школьников во внеурочной деятельности……………………………………..22
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания у обучающихся патриотизма и любви к Отечеству во внеурочной деятельности…………….29
2.1 Организация эмпирического изучения сформированности патриотизма и любви к Отечеству у обучающихся ……………………………………………29
2.2Программа внеурочной деятельности по формированию патриотизма у обучающихся ………………………………………............................................34
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………………38
Приложения………………………………………………………………....42
1.Агапова И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1- 11 классы / И.А. Агапова. – М.: ВАКО, 2016. – 368 с.
2.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова. – М.: Айрис- пресс, 2016. – 83 с.
3.Азаров Ю.И. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. – 2017. – №6. – С. 3 - 7.
4.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания /Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 203 с.
5.Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения /М.Н. Аплетаев// Омск: ОмГПУ, 2010. – 208 с.
6.Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова// Педагогика, 2009. – №4. – С.78-80.
7.Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение. 2000. – 303 с.
8.Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 10–20.
9.Воронов В.В. Современная технология воспитания /В.В. Воронов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
10.Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М.: Астрель, 2016. – 672 с.
11.Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи /А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов. – Волгоград: ПринТерра, 2008. – 288с.
Задачи исследования формирования патриотических представлений у современных школьников решаются в трудах российских ученых И.Б. Котова, В.И. Лутовинова, Г.Н. Филонова, Е.Н. Шиянова и др.В психологии представление –это «наглядный образ воспринятых ранее предметов или явлений действительности, который, сохраняясь, воспроизводится в сознании человека» [7, 365].Г.Г. Парфилова считает, что представление постоянно совершенствуется и изменяется. Когда происходит многократное и разнообразное восприятие предметов одной группы, то случайные признаки отсеиваются, закрепляются и утверждаются как единственно верные, наиболее характерные, яркие, несущие многообразную и насыщенную информацию по теме. Так возникает звено между восприятием и памятью, которая, в свою очередь, соединяется с мышлением [30, 263].Патриотические представления выступают как составные элементы многообразных составляющих мировоззрения людей. Они формируются из определённой группы образов, возникающих и укрепляющихся в сознании благодаря своему особому нравственному наполнению [11, 288].Слово «патриотизм» произошло от греческого «patris» (отечество). В.И. Даль в своем словаре объясняет его так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» [16, 24].Современная педагогика оценивает это качество личности, как целостность нравственных чувств и поведения по отношению к Отчизне, состоящую из компонентов, представленных на рис.1.