Особенности развития монологической речи у старших дошкольников с ОНР

Скачать курсовую работу на тему: Особенности развития монологической речи у старших дошкольников с ОНР. В которой исследованы лингвистические, психолингвистические, психологические и педагогические аспекты. Изучены особенности монологической речи старших дошкольников с ОНР в дизонтогенезе.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2025
Объем файла
68 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда являлась актуальной, так как она определена наблюдаемой тенденцией к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них много детей с общим недоразвитием речи, для этого необходимо отбирать, уточнять и отрабатывать эффективные методы коррекционной работы, которая будет направлена на преодоление речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста, а также на формирование навыков связной монологической речи.Старший дошкольный возраст является важнейшим этапом в речевом развитии ребенка, так как на этом этапе происходит процесс становления морфологической, синтаксической и грамматической стороны языка. Обучение монологической речи является сложной задачей, так как многие воспитатели и учителя встречаются с трудностями, когда учащиеся не могут самостоятельно ответить или выступить с речью, сформулировать или выразить свои мысли. 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 6
1.1 Лингвистические, психолингвистические, психологические и педагогические аспекты изучения монологической речи 6
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе 10
1.3 Развитие монологической речи в дизонтогенезе .14 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Электронный ресурс] / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз., Комис. по истории филол. наук. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 427, с.: 1 л. портр. — Библиогр.: с.413-418. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=scherba_yazykovaya-sistema--deyatelnost_1974 Дата обращения: TIME \@ "dd.MM.yy" 17.07.25
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс] / А.М. Бородич // Педагогическая электронная библиотека. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-46.shtm Дата обращения: TIME \@ "dd.MM.yy" 17.07.25.
3. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. П. Глухов. – Москва: В. Секачев, 2014. – 232 с. Дата обращения: TIME \@ "dd.MM.yy" 17.07.25
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] / Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml Дата обращения: TIME \@ "dd.MM.yy" 17.07.25
5. Глухов В.П. Основы психолингвистики [Электронный ресурс] / Учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с, — (Высшая школа). Режиим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-184.shtml Дата обращения: TIME \@ "dd.MM.yy" 17.07.25
6. Авдеева Н.М. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-formirovaniya-navykov-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii, доступ из НЭБ «CYBERLENIKA». 

Известно, что основным средством общения является речь. Без нее человек не может получать и передавать большое количество информации. Речь очень богата эмоционально-выразительными компонентами, такими как ритм, интонация, пауза. Благодаря речи индивидуальное сознание человека обогащается опытом других людей. Речь бывает разная: устная и письменная, внешняя и внутренняя, вербальная и невербальная, диалогическая и монологическая.Понятие "связная речь" относится как к диалогическим, так и к монологическим формами речи.Связная речь – это развернутое, законченное и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически объединенных предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание. Связность, есть адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности для слушателя, предполагал С. Л. Рубинштейн [1].Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, пишет А. М. Бородич. Связная речь включает в себя две формы: диалог и монолог [2].Монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой заключается в сообщении о чем-либо. Монологическая речь имеет односторонний и непрерывный характер высказывания, к ней относятся логическая последовательность изложения, развернутость, произвольность, ориентация на слушателя [3].