Изучение фонематического анализа и синтеза у детей с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Изучением фонематических процессов занимались такие учёные, как В.И. Бельтюков, Н.Ю. Борякова, А.И. Гвоздев, М.А. Касицына Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин.Авторы Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына отводят значительную роль формированию фонематических процессов у младших школьников с задержкой психического развития. Под фонематическими процессами Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына понимают: «...способности воспринимать, различать и дифференцировать звуки речи (фонемы)». Авторы считают, что «...при нарушении артикуляции, без достаточной сформированности фонематического слуха и восприятия, невозможно становление звукового анализа и синтеза». Сложность фонематического анализа у детей с задержкой психического развития заключается в выделении звуков, то есть, таким детям тяжелее воспринимать слова, произносят их с ошибками, неправильно выстраивают предложения, что в последующем сказывается и на письме.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1 Теоретические основы по изучению фонематического анализа и синтеза у детей с ограниченными возможностями здоровья
1Понятие и развитие фонематического анализа и синтеза
2Характеристика задержки психического развития как варианта дизонтогенеза
3Особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей с задержкой психического развития.
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение особенностей фонематического анализа и синтеза у детей с ограниченными возможностями здоровья
1Организация и проведение констатирующего эксперимента по изучению особенностей фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2Количественный и качественный анализ, полученных результатов констатирующего эксперимента
3Логопедические рекомендации по развитию фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК
Беар Л.М. Раннее выявление младенцев, подверженных риску отклонений в развитии // Педиатр. Клин. Норт Ам. – 2020 – т. 51 – С. 685-701. – Текст : непосредственный.
Брайтфельд В.Н. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. /, Учебные материалы по психологии и педагогики. 2020. С. 8. – Текст : непосредственный.
Вакс Т.Д., Гарднер Дж.М,. Уокер С.П. и др. Развитие ребенка: факторы риска неблагоприятных исходов в развивающихся странах //Том 369 – С. 145-157. – Текст : непосредственный.
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2018. №6. С. 10-18. – Текст: непосредственный.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М.: просвещение, 2018 Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 20118. – 45 С. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л. С. Детская речь. – М., 2018 – 420 С. – Текст : непосредственный.
Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: Авто- реф. дис. докт. мед. наук. – М. – 2018 – 38 С. – Текст : непосредственный.
Добровольская Т.А., Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений и др.; под ред.: Издательский центр «Академия», 2020. – Текст : непосредственный.
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения /– Спб.: изд-во КАРО, 2020 (СПб.: Типография "Наука"). – С-296. – Текст : непосредственный.
Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2020 – №3 – С.11-16. – Текст : непосредственный.
Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно возрастные и реабилитационные аспекты): Дис. докт. мед. наук. – 2020 – 316 с. – Текст : непосредственный.
Важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи. Исследованием фонематических процессов занимались отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др. Фонематическая система включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления. Понятие «фонема» впервые было введено известным советским учёным Л.С. Выготским. По его мнению, фонема является звуком, имеющим определённое значение. Ученый обратил особое внимание на восприятие фонем, упомянув о том, что оно происходит только на фоне звучащей человеческой речи. Так же Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», который включает в себя способность слышать наличие звука в слове, различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, а также слова близко звучащие, но разные по значению [6].Исследователь Л.Г. Парамонова считает, что фонематический анализ – это умение разделять услышанное слово на составляющие его звука, а также ясно представлять его звуковую структуру. Фонематический синтез представляет собой умение соединять отдельные звуки в целое слово, а в последующем узнавать это слово [22].