Формирование навыков устной речи у учащихся в средних классах
ВВЕДЕНИЕ
Устная речь является одним из основных способов общения между людьми. Умение говорить и слушать – это необходимые навыки для успешной социальной адаптации и профессионального развития. В истории методики роль обучения данному виду речевой деятельности в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план.Е.Н. Соловова обращает внимание на то, что при обучении говорению 10-12 лет назад акцент сдвигался в сторону обучения монологу. Диалог был, более, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления [Соловова, 2002, с.165].Формирование навыков устной речи является одной из важнейших задач образования, особенно в условиях современного мира, где знания иностранных языков становится все более необходимым. В средних классах особенно важно начинать активное развитие монологической речи учеников, так как это позволит им более уверенно выступать перед аудиторией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...….………4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки к изучению методов и подходов обучения навыков устной речи ……………………..…………………………….7
1.1 Подходы к развитию навыков устной речи. Виды устной речи….…..…...7
1.2 Методы обучения диалогической речи…………………………….……..14
1.3 Методы обучения монологической речи………………………….……...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………….……..24
ГЛАВА 2. Опыт организации обучения монологической речи и диалогической речи на уроках английского языка………………….………..26
2.1 Возрастные особенности детей средних классов ………………….……26
2.2 Процесс обучения диалогической речи на уроках английского языка…31
2.3 Процесс обучения монологической речи на уроках английского языка..38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………..….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…….…...46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….…….47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...………....50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов / И.В. Арнольд. - 10-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 384 с.
2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. – Москва: Просвещение, 1969. – 127 с.
3. Вайсбурд М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – Москва: Просвещение, 1985. – 134 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. -192с.
5. Гез, Н.И., Ляховицкий, М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]: учебник/ Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва: Изд. центр «Академия», 2008. – 84 с
7. Дементьева Ю.В. Инновационные методы обучения ведения диалога на английском языке в средней общеобразовательной школе -Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ» №6, 2021
8. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст]/И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 160с.
9. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи//Иностранные языки в школе. - 2003. - Nо 3. - С. 17-20.
10. Колкова М. К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе / М. К. Колкова. - Спб.: Каро, 2006. - 224 с.
11. Клименко А. Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва: Педагогика, 1981 – 154 с.
12. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 4. – С. 14-16.
13. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей. - М., 2004.
Смысловая нагрузка устной речи связана с личностью, ее направленностью и психологическими особенностями, в то время как письменная всегда однозначна по смыслу. Эмоциональный аспект речи реализуется при помощи темпа, ритмов голоса, высоты тона и интонации. Это позволяет воздействовать на чувственное восприятие информации. Устная речь более эмоциональна, чем письменная, она может быть дополнена жестикуляцией, позами и мимикой для выражения отрицания, сомнения, страха, радости и других эмоций.По мнению Г.А. Орлова, устный язык – это система знаков, которые могут проявляться акустически и функция которых – отвечать данному стимулу динамическим образом, т.е. ответ должен быть быстрым, законченным и подчеркивать, как эмоциональную, так и содержательную сторону интересующих нас фактов [Орлов,1991]. Речь как процесс, визуально не видима. она требует меньше усилий от того кто говорит по сравнению с тем кто пишет, развертывается легко и быстро. При этом, речь фиксируется только как ментальный и вербальный образ в памяти слушателя; и только с помощью технических средств результат может быть использован неучастниками данного речевого акта. Речь многогранна и многокомпонентна, именно она связана с языковой системой, речевым общением и коммуникативной компетенцией. Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог. По сути, диалогическая речь - это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими людьми.