Социально-профессиональная мобильность выпускников вузов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современных условиях стоит острый вопрос о необходимости и важности в подготовке выпускников высших учебных заведений, готовых к самореализации в различных сферах общества. Подготовка выпускников вузов к саморазвитию помогает им определить свои профессиональные цели, разработать план развития и осуществить выбор карьеры, которая будет соответствовать их личным предпочтениям и целям.В связи с этим возникает потребность со стороны общества и государства в профессионально мобильных, активных специалистах, владеющих определенными компетенциями: знаниями, умениями, навыками, которые повышают их внутреннюю адаптивность и конкурентоспособность на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОЦИЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ7
1.1. Социально-профессиональная мобильность выпускников вузов: понятие и сущность7
1.2. Факторы, определяющие развитие социально-профессиональной мобильности выпускников вузов22
1.3. Правовые аспекты государственного регулирования социально-профессиональной мобильности выпускников вузов29
2. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………….…...….43
2.1. Проблемы социально-профессиональной мобильности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в мнениях выпускников вузов43
2.2. Анализ государственного регулирования социально-профессиональной мобильности выпускников вузов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК79
ПРИЛОЖЕНИЯ87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/10103000 (дата обращения: 19.03.2023).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] /Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12125268 (дата обращения: 19.03.2023).
О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/10164333 (дата обращения: 31.05.2023).
О коллективных договорах и соглашениях: закон РФ от 11 марта 1992 № 2490-1 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/4092840 (дата обращения: 20.03.2023).
О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/10105879 (дата обращения: 19.03.2023).
О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/72116686 (дата обращения: 17.03.2023).
О молодежной политике в Российской Федерации от 30.12.2020 № 489-ФЗ (последняя редакция) 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 18.03.2023).
Современные политические, социальные, финансовые условия характеризуются «высокой профессиональной динамичностью, политической нестабильностью и непредсказуемым будущим». А это порождает не всегда осознаваемую неуверенность в будущем и иногда неоправданную надежду на случайный успех [33, c. 141]. В целом, можно констатировать, что в настоящее время профессиональное будущее молодого поколения чревато непредсказуемостью, неопределенностью перспектив максимально реализовать себя в выбранной сфере труда и успешно адаптироваться в ней.С каждым годом в профессиональные сферы жизни все больше вторгается процесс цифровизации, происходит рост технологического развития, что способствует определенной диспропорции профессиональной структуры населения. Процесс цифровизации представляет собой переход от традиционных аналоговых методов работы и коммуникации к использованию цифровых технологий и инструментов. Он охватывает широкий спектр областей и влияет на различные сферы деятельности, включая бизнес, образование, здравоохранение, государственное управление и другие. Поэтому в силу обширного развития информационных технологий в различных профессиональных сферах происходит сокращение неквалифицированных или малоквалифицированных сотрудников и, соответственно, индивиду приходится учиться быть готовым к смене нескольких видов трудовой деятельности.