Коррекция нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный период является наиболее важным для развития речевой функции, которая играет ключевую роль в психическом развитии ребенка и является необходимым условием его общения с окружающими.В этом возрасте речевая функция, как активно развивающаяся, наиболее уязвима. Любой неблагоприятный фактор в этот период может привести к заиканию, которое является наиболее сложным речевым расстройством и приводит к нарушениям темпо-ритмической организации речи. Заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров и логопедов: И.А. Сикорский, В.И. Селиверстов, Н.А. Власова, А.В. Ястребова, Л.З. Арутюнян, Г.Д. Неткачев, Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, С.А. Миронова, Р.Е. Левина, В.А. Гиляровский, Н.А. Чевелева, Е.Л. Пелингер, В.М. Шкловский, Р.М. Боскис, С.С. Ляпидевский, Е.Ф. Рау.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ ……………………. 5
1.1 Понятие «произносительная сторона речи» в специальной психолого-педагогической литературе и ее развитие у детей дошкольного возраста в онтогенезе …………………………………….. 5
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием …………………………………… 16
1.3 Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием …………………………………… 24
Выводы по 1 главе ……………………………………………………… 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ ……………………. 30
2.1 Методика обследования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием …………………………………… 30
2.2 Состояние произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием …………………………………………………… 34
2.3 Содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием …………………………………………………………………. 50
Выводы по 2 главе ……………………………………………………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………... 62
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………... 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается [Текст] / И.Ю. Абелева, И.Ф. Синицына. – Санкт-Петербург : 1993. – 144 с.
Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов на Дону : Феникс. – 2016. – 45 с.
Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л.З. Арутюнян. – Москва : Эребус. – 1993. – 160 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель. – 2007 – 331 с.
Барабанов, Р.Е. Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия [Текст] / Р.Е. Барабанов. – R.: VDM Publishing, 2019. – 69 с.
Батяева, С.В. К вопросу проявлений индивидуально-типологических нарушений в речевом и когнитивном развитии у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Батяева // Kant. – 2017. – С. 6 – 11
Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – Москва : Книголюб. – 2004. – 56 с.
Белякова, Л.И. Заикание : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва : В. Секачев. – 1998. – 304 с.
Беспоместных, А.А. Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе [Текст] / А.А. Беспоместных, Л.С. Яговкина // Гармонизация развития личности детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. – 2021. – С. 3 – 9
Борисова, Е.А. Изучение степени владения языковыми средствами и коммуникативными навыками заикающимися дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / Е.А. Борисова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 8. – 2009. – с. 166 – 170
Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебное пособие [Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет. – 2014. – 256 с.
Самые первые звуки, которые издает ребенок – это крик и плач. Крик и плач не являются речевой продукцией, так как в них невозможно выделить те или иные звуки. Но, уже с первым криком, у ребенка начинают развиваться тонкие движения трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Здоровый ребенок издает громкий крик. Мелодика первого крика отличается монотонностью. Ее звуковысотный диапазон значительно узок, голос новорожденных отличается только по силе, имеет почти одинаковую высоту у разных детей и не различается по тембру.Г.П. Стулова отмечает, что мелодика первого крика отличается монотонностью. У младенцев голос имеет почти одинаковую высоту и не различается по тембру. Звуковысотный диапазон отличается узостью, сильно голос новорожденных может отличаться только по силе. В конце первого месяца жизни происходит изменение физических характеристик голоса ребенка: расширяется звуковысотный диапазон, увеличивается интенсивность голоса и продолжительность фонации. К двум месяцам жизни голос становится модулированным. Постепенно крик интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности [23].Данная стадия получила название дофонематической, так как у новорожденного ребенка отсутствует дифференциация звуков речи, нет понимания речи и активных речевых возможностей [23].