Развитие творческих способностей школьников средстами проектой деятельности на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ
Проектная деятельность в жизни человека играет развивающую роль. Особенно важное место она занимает в школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая в последствии, станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности.
Все стороны развития в школьном возрасте повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. В этой связи творческий подход в обучении в соответствии с психологическими особенностями, мотивационными предпочтениями и ощутимой результативностью деятельностью, которая так важна для школьников, просто необходим.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Творческие способности: сущность и основные характеристики. 6
1.2. Сущность понятия «Метод проектов» и его классификация. 10
1.3. Проектная деятельность на уроках технологии. 14
2.1. Методы и средства формирования творческих способностей средствами проектной деятельности. 23
2.2. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся. 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков и библиотека [Текст] / А.С. Адаменко // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: учебно-справочное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1986. – 167 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2004. – 479 с.
- Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс [Текст] / А.Н. Бобровская, Г.Ф. Долинина – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
- Волков И.П. Приобщение к творчеству : из опыта работы [Текст] /
И.П. Волков – М.: Просвещение, 2002. – 144 с. - Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский — М.: Юрайт, 2023. — 336 с.
- Горенков, Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова // Начальная школа — 2002, № 12. — 57-62 с.
- Губенков. С.Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах // Новые исслед. в пед. науках —1986,
№ 2. — 45-46 с. - Занков, Л.В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 1968. – 176 с.
- Ильина Т.А. Педагогика школы [Текст] / Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, В.М. Лапик и др. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с.
- Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст] / И.А. Каирова,
Ф.Н. Петрова – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с.
Сегодня ученик является не объектом, а субъектом собственной деятельности. Поэтому основная задача учебного процесса заключается в том, чтобы создать условия, в которых обучающийся будет выступать активным субъектом познавательной деятельности. И именно метод проектов в полной мере создает эти условия. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата [27, 8-9 с.].
Джон Дьюи – основоположник метода проектов, дал термину такое определение: метод обучения, по которому ребенок в процессе самостоятельного исследования открывает свойства и закономерности предметов и явлений, т.е.