Теоретические основы развития воображения музыкантов-исполнителей
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин успешной социальной жизни страны является увеличение роли человеческого капитала, что отмечено в «Оценке долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года».
Исходя из стратегической цели социально-экономического развития страны на период до 2036 года, достижение уровня экономики и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы 21 века для профессионального музыкального образования имеет особое значение.
Не секрет, что в современном мире существует актуальная проблема развития индивидуальных творческих способностей у детей. На сегодняшний день в жизни многих людей может встать выбор, который невозможно сделать без творческого подхода. Творчество в становлении музыканта-исполнителя также стало актуализироваться. Развитие творческих способностей детей основано на развитии музыкально-эстетического сознания.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.. 7
1.1 Развитие воображения музыканта-исполнителя в условиях ДШИ.. 7
1.2 Психолого - педагогические особенности развития воображения музыканта-исполнителя. 22
2.1 Выявление уровня сформированности воображения у младших школьников 34
2.2 Рекомендации для развития воображения у музыкантов-исполнителей. 39
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года – Режим доступа: https://cheladmin.ru/sites/default/files/n/page/25381/upload/dolgosrochnyyprognozrf.pdf - 09.04.2022.
- Азнавурян Н.С., Сафразбекян Т.Г. Место и роль детских школ искусств в социокультурном образовательном процессе // Colloquium-journal. 2019. № 27-7 (51). С. 14-16.
- Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - М: Речь, 2019. – 219 с.
- Блок О.А. Развитие творческого воображения учащихся-музыкантов в классах инструменталистов учреждений дополнительного образования детей // Музыковедение. 2021. № 9. С. 29-34.
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. - М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 2018. - 575с.
- Буйновская Е.И. Проблемы реализации новых образовательных программ в детских школах искусств // Интеграция искусств в современном художественном образовании. Материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (заочной). Редколлегия: И.И. Банникова, В.И. Юдина. 2020. С. 152-155.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М., 1991.
- Гавриленко Н.А. Музыкальное воспитание детей со средними способностями в современных условиях детской школы искусств // Актуальные вопросы развития педагогического мастерства. Обмен опытом. Сборник работ по материалам V Региональной научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 69-71.
- Галактионова А.С. Актуальные проблемы музыкального образования на примере детских музыкальных школ // Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 76-80.
- Галактионова А.С. Ретроспективный анализ музыкального образования на примере детских школ искусств // Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 80-83.
Одна из важнейших составляющих детского обучения -самостоятельность мышления. Как правило, чем ребёнок одареннее, тем с большей отчётливостью проявляются его музыкальные пристрастия. Менее способные ученики нуждаются в помощи педагога в процессе выработки своего отношения к музыке. Здесь важно создать благоприятные условия для выбора понравившихся ребёнку пьес. Важно поощрять самостоятельность учащегося. Не стоит запрещать ребенку играть понравившееся ему произведение, пусть и не соответствующее уровню его технических возможностей.
Для публичных выступлений учащихся этого возраста характерна нестабильность в исполнении, метроритмическая неустойчивость. Одни склонны ускорять темп, другие – напротив, становятся апатичными либо рассеянными. В это время может наблюдаться спад интереса к творчеству, но зато появляется желание приобрести знания, приобщиться к миру взрослых. Перед педагогом встаёт новая задача: изменить привычные методы обучения и найти новые приемы воздействия на ребёнка.
Радикальные заявления педагога нужны лишь тогда, когда ребёнок настаивает на профессиональной карьере, а в остальных случаях занятия музыкой надо продолжать до тех пор, пока они вызывают интерес и способны увлечь его. Начинать занятия музыкой тоже никогда не поздно. Мнение, что несвоевременное начало обучения игре на инструменте фатально для музыканта – предрассудочное. Музыкальное дарование возможно раскрыть в любом возрасте. Общеизвестны случаи, когда успешными исполнителями становились люди, начавшие свой музыкальный путь в юношеском возрасте.