Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе исследования была выявлена сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности; раскрыты возрастные особенности младших школьников; описана методика духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности; организовано исследование и описаны диагностические методики изучения уровней развития духовно-нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности; составлена и апробирована программа развития духовно-нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.08.2022
Объем файла
333 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Проблема духовно-нравственного воспитания детей присутствует в нашем обществе и стоит остро. Средства массовой информации на всю страну воспроизводят антидуховную агитацию, что снижает масштаб нравственности.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для неправительственных организаций, закрепляющий приоритет духовного и нравственного воспитания школьников.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 9

1.1 Сущность нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на современном этапе 9

1.2 Возрастные особенности младших школьников как основа духовно-нравственного воспитания 15

1.3 Методика духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 20

Глава 2 Экспериментальная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности 27

2.1 Диагностика уровней развития духовно-нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности 27

2.2 Программа развития духовно-нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 31

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 44

Заключение 48

Библиографический список 50

Приложение А 56

Приложение Б 58

Приложение В 60

Приложение Г 61

Приложение Д 65

Приложение Е 89

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Ю.С., Кривохижа Ю.А., Павлова Е.С., Пузынина Е.Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 561-563.
Беленчук Л.Н., Янушкявичене О.Л. История зарубежной и русской педагогики. – М: ПРО-ПРЕСС, – 2011. – С. 315.
Белозерцев Е.П., Варавва В.В. «Должное» как вектор преодоления кризиса современного российского образования // Педагогика. – 2017. – № 7. – С. 3-13.
Бородина А.В. Основы православной культуры. Словарь-справочник: Софт Издат. – 2018. – С. 280.
Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста: монография / Е.Н. Бородина, ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – С. 214.
Бронникова Л.М., Курило А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2 (31). – С. 21-24.
Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 8-15.
Васютина Е.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 5 С. 71-75.
Ворожбит В.Н. Категория духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в истории педагогической мысли: Теория и практика управления социальными системами. – 2011. – № 4. – С. 107-118.
Воспитать гражданина / сост. Т.Е. Заводова, Ю.А. Лежнёва. – Минск: Красико – Принт, – 2016. – С. 176.
Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива. Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 3-10.
Галицких Е.О. Духовное развитие личности. Программа и модели занятий спецсеминара: учебно-методическое пособие для классных воспитателей, учителей литературы гимназий и лицеев, студентов «педагогических мастерских» и старшеклассников. – Киров, – 1997. – С.

Ребенок имеет знания о нормах поведения, которые получены им в практике общения со старшими, сверстниками и детьми других возрастов. Младший школьник проявляет сочувствие при чьем-то горе, испытывает жалость к нездоровому животному, проявляет готовность отдать кому-то что-то для него дорогое и важное. Дети могут при обиде, причиненной их товарищу, броситься на выручку. А также в похожих ситуациях они могут и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарищей, не испытывать чувства сопереживания, отнестись с равнодушием к беде и т.д.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает: «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [21].

Таким образом, младший школьный возраст – это «период усвоения и накопления знаний», по определению психологов. Все учителя должны основывать свое взаимодействие и отношения с ребенком на знании каждого возраста и психологических характеристик. Период младшего школьного детства является важнейшим для развития нравственного мировоззрения. Глубокое изучение и знание возрастных особенностей развития школьников создаст условия для успешного учета этих характеристик в учебно-воспитательном процессе.