Эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения в старшем дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современная действительность диктует социальный запрос на личность с развитыми коммуникативными умениями.
Вместе с тем, важность проблемы формирования навыков общения изложены в целевых ориентирах ФГОС ДО: дошкольник имеет собственное достоинство; знает свои сильные стороны, хорошо относится к окружающим, умеет с ними взаимодействовать, имеет товарищей; видит и учитывает интересы других людей, его радуют удачи друзей и он умеет сопереживать, у ребёнка есть открытость миру,умеет или избежать конфликта или решить его.
Развитые коммуникативные навыки позволяют дошкольнику эффективно взаимодействовать в окружающей его действительности, создавать общение с близким окружением (детьми и взрослыми). В сюжетно-ролевой игре у ребёнка развивается и усложняется общение, он учится выбрать приемлемые формы общения, коммуникативные способности становятся гибкими.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО–РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………
1.1. Сущность и понятие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте….
1.2. Развитие навыков общения дошкольников в сюжетно-ролевой игре…..
1.3. Методика использования сюжетно-ролевой игры в развитии общения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ исследование развития общения у детей дошкольного возраста через СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ …………………………………..
2.1. Диагностика изучения уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………...
2.2. Проведение комплекса сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе № 10 ГБОУ «Школа № 1528»…………………………………………..
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. - №10. -С. 14 - 17.
Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. – М., 2015.
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 150 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-09629-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515928 (дата обращения: 20.01.2023).
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие для вузов / В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2009.
Ауэрбах С. Правильные игры с правильными игрушками. – М., 2014.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Е. Смирнова и др. – М.: Ломоносовъ, 2013.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2005. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/ psycho/vygotsky%3Dps_pzv_cheloveka%3Dann.htm.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2009. №6.
В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа М.:Мозаика-Синтез,2015. -114 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.
Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
Шестой уровень постоянного взаимодействия, который основывается на общих интересах и на избирательных симпатиях. На этом уровне формируется детское сообщество, дошкольники объединяются общими интересами. Они уже способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей и согласовывают свои игровые действия.
Когда ребёнок выполняет роль, перед ним возникает необходимость действовать не так, как он хочет, а так, как предписывается ролью, ребёнок учваивает социальные нормы и правила поведения. Дети встают на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Проигрывая сюжет ребёнок видит ситуацию глазами другого человека. В одном сюжете девочка играет роль бабушки, в другом - внучки и она начинает понимать, как важно, чтобы внучка заботилась о бабушке, была послушной и благодарной.
Дошкольник в игре усваивает не только правила поведения, но и понимает их значение для развития общения. Им понимается, что для положительных взаимоотношений необходимо соблюдать правила, т.е. у ребёнка формируется осознанное соблюдений правил.