Воспитание у школьников культуры межнационального общения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из важнейших проблем, которая определяет как современное состояние, так и будущее любого государства.
Школа - это учреждение, через которое дети всех культур получают в наследство духовные ценности, как своего рода, так и рядом живущих народов. Учитель должен быть подготовлен к тому, чтобы создавать возможности для индивидуального развития представителям различных культур. Им необходим опыт общения на основе общечеловеческих ценностей, содержащихся в культурах всех народов.Проблема формирования культуры межнационального общения нашла свое отражение в трудах многих представителей отечественной и зарубежной науки и просвещения Белинский В.Г., Герцен А.И., Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Ж.-Ж.-Руссо, Чернышевский Н.Г. и др.Объект исследования - культура межнационального общения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………5
1.1 Исследование проблемы межнационального общения…………………….5
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников……………………………………………………………7
1.3 Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников………………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………..14
2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения……...14
2.2 Разработка и внедрение программы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников………………………...18
2.3 Контрольная диагностика уровня развития культуры межнационального общения…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акулина, И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей младшего школьного возраста / И.А. Акулина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7. С. 229.-232.
Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов. М.: Мемориал. 2007. 261с.
Бабунова Е. С. Этнокультурное развитие личности школьника / Е.С. Бабунова // Сборник конференций НИЦ социосфера. 2015. №46. С. 8-11.
Бабунова Е. С. Этнокультурная парадигма социализации личности младших школьников / Е.С. Бабунова // Сборник конференций НИЦ социосфера. 2015. №2. С. 4-26.
Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2005. 120 с.
Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения. М.: Издательство МГП, 2008. 168 с.
Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. 2001. №4. С.24-30.
Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 320 с.
Денисова О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова. - 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 240 с.
Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности школьников / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. С. 161-167.
Игнатьева Е.Ю. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе: метод. рекомендации / Е. Ю. Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. 84 с.
Ильин Г.Л. Инновации в образовании / Г.Л. Ильин. М.: Прометей, 2015. 425 с.
Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. М.:МАКС Пресс, 2012. 141c.
Калиниченко Э.Б. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе / Э.Б. Калиниченко, С.А. Захарова. «Саратовский ГАУ», Саратов, 2011. 222 с.
В рамках развития современной России актуальное значение имеет формирование основ полиэтнического взаимодействия населения, поскольку Россия является многонациональным государством, в котором интегрируют не только народы, но и их традиции, обычаи, языки и т.д.Именно с этой позиции важно выделять особенности культуры межнационального общения, что детерминировано потребностями современного общества.Как отмечает О.П. Денисова, плодотворное межнациональное общение возможно при условии свободного и положительного отношения народов друг к другу с сохранением самобытности, быта, нравов, религиозности и т.д[1].С позиции С.А. Козловой общение народов возможно при условии взаимоуважения к истории каждого народа[2].При этом Н.К. Крупская акцентирует внимание на том, что важно воспитывать культуру межнационального общения с ранних лет, тем самым формирую уважительное и толерантное отношение к различным народам и нациям[3].В общем смысле под культурой межнационального общения понимается совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения.