Разработка комплекта дидактических игр и упражнений по коррекции нарушений внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Введение
Внимание представляет собой одно из важнейших условий, которое обеспечивает успешное усвоение ребенком с проблемами в развитии доступного для него объема знаний, умений и установления контакта с взрослым. Если внимание отсутствует или нарушено, то ребенок не может действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.Вопросам развития внимания у старших дошкольников посвятили свои исследования Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.В. Ендовицкая, Н.Ф. Добрынин, А.А. Люблинская, В.Д. Небылицына, В.В. Ночевкина, Т.В. Петухова, Е.П. Соколова, Д.И. Узнадзе, Е.Д. Хомская.В специальной психологии есть значительное число исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей, имеющих задержку психического развития. В работах В.И. Лубовского говорится о недостаточной сформированности внимания у детей с задержкой психического развития, дефицитарности основных свойств внимания, к которым относится концентрация, объем, распределение.
Оглавление
Введение
Теоретические подходы к коррекции нарушений внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методология нарушения внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Ресурсная база проекта
Предпроектное исследование внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Результаты проектирования по коррекции нарушений внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с применением разработанного комплекта дидактических игр и упражнений
Выводы и обсуждения
Список использованных источников
Приложение
1. Андрущенко, Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет [Текст] / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 96 с.
2. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов [Текст] / Л.П. Баданина. – М.: Флинта: МПСИ, 2017. – 214 с.
3. Баксакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баксакова. – М.: НПО «МОДЭК», 2015. – 64 с.
4. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 40-45.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : Энас, 2017. – 136
6. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю.Борякова. – М. : 2013. – 127 с.
7. Бондарев, И.П. Новая методика оценки свойств внимания [Текст] / И.П.Бондарев, О.И Вылегжанин // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 127-131.
8. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. – Спб. : Дом Михайлова, 2015. – 208 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л.С. Выготский / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2015. – С.467-505.
10. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. – М. : Просвещение, 2016. – 461 с.
Внимание является психологическим феноменом, относительно которого психологи до сих пор не составили единое мнение. Например, в работах некоторых авторов говорится о невозможности рассмотрения внимания как самостоятельного явления в связи с его присутствием в определенной степени в любом психологическом процессе. Другими авторами, наоборот, делается акцент на самостоятельности внимания, являющегося психическим процессом [2, с. 45].Также следует отметить наличие разногласий относительно класса психических явлений, к которому должно относиться внимание. Одни авторы склоняются к признанию внимания познавательным психическим процессом, в работах других авторов внимание связано с волей и деятельностью человека, они аргументируют свою точку зрения невозможностью осуществления любой деятельности, включая познавательную, без внимания, а для самого внимания необходимы определённые волевые усилия.В данной работе мы будем придерживаться точки зрения П.Я. Гальперина, что «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание проявляется в любом познавательном процессе (восприятии, мышлении, памяти), его можно назвать способностью способность к организации этого процесса [10, с. 207].