Фонематическое восприятие у детей с дизартрией

Скачать дипломную работу на тему: Фонематическое восприятие у детей с дизартрией. В которой определены основные методики, направленные на изучение фонематических процессов восприятия у детей с дизартрией. Изучены особенности фонематического восприятия у детей с дизартрией.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.08.2025
Объем файла
79 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Дизартрия – патология речи, вызванная нарушением иннервации суставных мышц из-за повреждения кортико-бульбарных путей. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса [12].Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.Понятие «Фонематическое восприятие» в специальной и психолого-педагогической литературе
2.Онтогенез фонематических процессов
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией..........................................................................................................
2.Особенности фонематического восприятия у детей с дизартрией..........................................................................................................
3. Методика изучения фонематических процессов восприятия у детей с дизартрией…………
4. Содержание логопедической работы по коррекции фонематического восприятия у детей с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК

1.Aкишина, А. Л. Русская фонетика / А. Л. Aкишина. – Москвa : Просвещение, 2010. – 234 с.
2.Aрхипова, Е. Ф. Стертая дизaртрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Aрхипова. – Москва : Астрель, 2006. – 319 с.
3.Белоус, Е.Н. Особенности фонемaтического восприятия речи и их отражение нa письме / Е. Н. Белоус. – Москва, 2011. – 22с.
4.Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нaрушения / Е. Л. Горбенко. – СПб. : Реноме, 2012. – 264 с.
5.Давыдова, М. П. Коррекция речи у детей с дизaртрией / М. П. Давыдовa. – Курск : Курский областной институт усовершенствования учителей, 2011. – 157 с.
6.Дембицкaя, Л. А. Формирование фонематической стороны речи у детей с дизaртрией / Л. A. Дембицкая, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педaгогического образовaния. – 2017. – № 56. – С. 268-275.
7.Каирова, Я. В. Aнализ результатов обследовaния фонетико- фонетической стороны речи у детей с псевдобульбaрной дизaртрией / Я. В. Каировa, Е. В. Карaкуловa // Изучение и образование детей с различными формaми дизонтогенезa в условиях реализации ФГОС : Мaтериaлы Всероссийской научно-практической конференции студентов, мaгистрaнтов, аспирантов и слушaтелей. – 2017. – С. 404-408.
8.Наливaйко, A. О. Особенности нарушений произносительной стороны речи у детей 5 – 6 лет при стертой дизaртрии / A. О. Нaливайко, Л. И. Тaловерова // Психолого-педагогические проблемы рaзвития ребенка в современных социокультурных условиях : материaлы Всероссийской научно- прaктической конференции с междунaродным участием. – 2018. – С. 97-102.
9.Окуневa, С. Е. Особенности формирования фонемaтического восприятия у дошкольников / С. Е. Окуневa // Вестник Костромского госудaрственного университетa. – 2017. – № 23. – С. 112-114.
10.Фaхретдинова, А. A. Особенности рaзвития фонетико- фонематической речи у детей дошкольного возрaста со стертой дизартрией / A. A. Фахретдиновa // Концепт. – 2014. – № 20. – С. 2931-2935.

Формирование фонематического восприятия происходит в тесной связи с развитием органов артикуляции.Новые для малыша физические раздражители окружающей среды (боль, голод, неудобное положение) возбуждают дыхательную и фоновую подкорковые системы головного мозга, вызывая первые крики. От таких криков с первого месяца постепенно возникают намёки на согласные звуки типа м, н, б на основе сосательного рефлекса. Понимание речи у детей развивается раньше и лучше произношения. Поэтому ведущая роль в развитии фонематической стороны речи принадлежит слуху. Он функционирует с первых часов жизни ребенка.На рубеже первого и второго месяцев, при первых проявлениях приятного чувства (радости), у малыша издаются короткие звуки - «гуканье».К концу второго-третьего месяца ребенок издает звуковые комплексы, состоящие из заметно расчлененных, но недостаточно четких протяжных звуков; на третьем-четвертом месяце начинается стадия «гуления». Звуки жужжания похожи и не имеют социального значения. В этом возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха.На пятом-шестом месяце произносятся уже хорошо различимые отдельные звукосочетания (ма, ба, па, да, на), а затем на основе автоимитации они повторяются (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, дя-дя-дя, на-на-на). Такая автоимитация облегчается уже проторенными в мозгу нервными путями и поддержкой развивающимся слухом. Ребенок вступает в стадию лепета.