Приемы развития лингвометодического мышления студента-инофона
Введение
Актуальность исследования определяется потребностью совершенствования системы профессиональной подготовки специалиста в учреждениях высшего профессионального образования в связи со сменой образовательной парадигмы и новыми задачами, стоящими сегодня перед динамично развивающимся обществом. Фактором поддержания единого пространства обучения, основой новой философии образования становится компетентностный подход, реализуемый в новом поколении государственных образовательных стандартов как общего, так и профессионального образования. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2020-2030 годы» ставит своей целью обеспечение условий для подготовки компетентных специалистов, удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития лингвометодического мышления…………………………………………….……………………….…..7
Исследования развития лингвометодического мышления в отечественной и зарубежной литературе…………………………………..7
Концепция развития лингвометодического мышления учителя русского языка……………………………………………….…….12
Глава 2. Методические основы развития лингвометодического мышления студента-инофона…………………………………………………….…….17
2.1 Модель развития лингвометодического мышления студента-филолога на основе креативного подхода……………….……………….17
2.2 Креативные методы и приемы развития лингвометодического мышления студента-инофона……………………………….……………..19
Заключение…………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………….…….34
Список литературы
Дронова Т. А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза: монография. – 2-е изд. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – С. 4.
Алейников А. Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. – 1989. – № 12. – С. 29.
Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань, 2008. – С. 12.
Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. – С. 8.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: монография. – Волгоград: Перемена, 1994. – С. 21.
Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. – М.: Научно-исслед. институт общего и политехнического образования АПН РСФСР, 1965. – С. 5.
Ильина Т. А. Педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1969. – С. 307.
Содержание и методика проведения семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогике: учеб.-метод. пособие / под ред. И. Т. Огородникова. – М.: МГПИ, 1978. – С. 31.
Палей И. Р. Очерки по методике русского языка: пособие для студ. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1965. – С. 84.
Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: учеб. для пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – С. 135.
Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 65.
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: Книжный дом, 2006. – С. 57.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – С. 161.
В обществе, переходящем в эпоху цифровой цивилизации, особо остро будет ощущаться дефицит личностей, владеющих так называемыми «soft skills» (гибкими навыками), так как основная масса действий и операций будет осуществляться автоматически на основе технологий. Особое место в таких навыках занимает креативность, которая, по мнению авторов аналитического отчета (Лора Х. Липпман, Рене Райберг, Рэйчел Карни, Кристин А. Мур), подготовленного в 2015 году в США, представляет собой способность, которая легко может развиваться при создании особых условий, а при высокоразвитом уровне влияет на качество профессиональной деятельности и успешность личности [1]. И именно на плечи учителя ложится груз развития у школьников, будущих граждан цифрового мира, креативности как одного из необходимых социально-психологических навыков. Но для подготовки учителя, который сможет развивать в детях креативность, необходимо еще в процессе его подготовки в вузе формировать креативное профессиональное мышление, так как не востребованное в начале профессионального становления личностное креативное отношение к решению возникающих в работе различных неоднозначных ситуаций может так и остаться невостребованным и приведет в дальнейшем к утрате желания креативно работать. Особенно это касается учителя русского языка, поскольку русский язык одновременно является предметом обучения и средством изучения всех остальных школьных дисциплин, и поэтому от успешности владения школьниками русским языком напрямую зависит и успешность школьников в освоении других дисциплин, а также их речевое развитие, способность к восприятию и порождению текстов.