Составление картотеки игр по преодолению школьной дезадаптации младших школьников
Введение
Одной из наиболее важных проблем начального уровня образования является проблема школьной дезадаптации. По данным федеральной службы государственной статистики в настоящее время подобные затруднения испытывают около 40% обучающихся начальных классов общеобразовательных школ, при этом отмечается тенденция к дальнейшему росту количества таких детей. На это оказывает влияние ряд факторов: изменение требований к ребенку, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей интенсификация учебной деятельности, классный коллектив, личность педагога. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ КАРТОТЕКИ ИГР ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………….….7
1.1.Сущность и содержание понятий «адаптация» и «дезадаптация»7
1.2.Возможности использования игры в преодолении школьной дезадаптации младших школьников…………...…………………..…………...12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАРТОТЕКИ ИГР ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….………….18
2.1. Цель, задачи и этапы разработки картотеки игр, используемых для преодоления школьной дезадаптации младших школьников…..…………….18
2.2. Методические рекомендации по преодолению школьной дезадаптации младших школьников с использованием картотеки игр……...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...……34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 М.: Академия, 2014. – 245с.
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2021 года.
3.АбдульменоваЗ.З. Игра- способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2018.
4.Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. - Ульяновск: 2014.
5.Безруких М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей. Учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. / М.: Дом, 2010. – 640с.
6.Биктина Н.Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды. Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С. 370-375.
7.Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2015, № 5.С.91.
8.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. Для учителя - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
9.Гущина К.А. Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения. Вопросы науки и образования. 2017. № 6 (7). С. 155-159.
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 c.
11.Жигулина Т. А. Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 784-787. - URL https://moluch.ru/archive/102/23303/ (дата обращения: 27.10.2021).12.Залевская Е.А. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2015. С. 70-75.
Первоклассник (ребёнок) отрицательно либо нейтрально принадлежит ко школе; нередки претензии в никак не недомогание; преобладает угнетенное душевное состояние; прослеживаются патологии выдержки; поясняемый педагогом использованный материал усваивает частично; независимая деятельность со учебником затруднена; присутствие исполнении независимых тренировочных задач никак не выражает заинтересованности; ко урокам приготовляется несистематически, нужны непрерывный надзор, регулярные напоминания также побуждения с края педагога, отца с матерью; хранит функциональность также интерес присутствие вытянутых паузах с целью развлечений, с целью осмысления новейшего также постановления вопросов согласно примеру необходимо существенная тренировочная поддержку педагога также отца с матерью; социальные задания осуществляет около контролированием, в отсутствии особенного стремления, инертен; родных приятелей никак не обладает, понимает согласно фамилиям также именам только доля одноклассников [18].В самом общем виде под школьной адаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированности, неблагополучное- к дезадаптации».