Способы создания рефлексии у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»

Скачать дипломную работу на тему: Способы создания рефлексии у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир». В которой определены рекомендации для учителей начальной школе по развитию навыков рефлексии у учащихся начальной школы. Изучены особенности рефлексии у учащихся начальной школы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.08.2025
Объем файла
290 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Современное образование – это процесс постоянного приобретения и усвоения новых знаний. Как известно, базовые знания о мире мы получаем в школе.Поскольку обучение представляет собой невероятно сложное поведение, наука об обучении включает в себя множество тем: как мы изучаем и запоминаем информацию в школе, как мы учимся из окружающей нас среды, как наши действия влияют на то, что мы помним, и так далее.Стандарты второго поколения определяют, что универсальные регулирующие действия в области обучения предоставляют учащимся возможность самим ставить цель в обучении; планировать свою учебную деятельность, самим подбирать учебные мероприятия их реализовывать, самостоятельно выполнять контроль своей работы и уметь оценивать полученные результаты.Рефлексивные навыки нужны ребёнку не только для обучения. Практически в любой жизненной ситуации успех нашего действия во многом связан со способностью понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. 

Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования рефлексивных
умений у младших школьников …………………………………………………6
Понятие «рефлексивные умения» и специфика их развития
в школьном возрасте ………………………………………………...…6
1.2. Развитие рефлексивных умений младших школьников в
учебной деятельности……………………………………. …………..14
Глава 2. Методический аспект формирования рефлексивных умений
у младших школьников………….........................................................................30
2.1 Организация и проведение исследования ……………………….……30
2.2 Система методов и приемов формирования рефлексивных умений у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» …42
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………….56
Список литературы ……………………………………………………………...64
Приложения А………………………………………………………………........67
Приложения Б………………………………………………………………........68
Приложения В…………………………………………………………………....69
Приложения Г…………………………………………………………………....70

Список литературы
1.Айдарова, Л.И. Младший школьник: учеб. пособие. / Л.И. Айдарова. – Москва: Педагогика, 2016. – 399 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2015. – 145 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. пособие. /А. Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2017. – 216 с.
4. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. /В.Г. Богин. – Москва: Просвещение, 2017. – 234 с.
5. Верхотурова, Н.И. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения. – Н.И. Верхотурова. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-9013.html . / Текст: электронный.
6. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. /А.Б. Воронцов. – Санкт-Петербург: Эдиториал, 2012. – 125 с.
7. Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии. / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. – Москва: Просвещение, 2015. – 108 с
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3. / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2003. – 452 с.
9. Голиевская М.П. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе. / М.П. Голиевская. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/568088/. – Текст: электронный.
10. Гопанович О. С. Рефлексия в начальной школе. / О.С. Гопанович. - Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-5376. - Текст: электронный. -
11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. / В.В. Давыдов. – Москва: Просвещение, 2009. – 565 с
12. Давыдов В. В. Об основных путях рефлексии младших школьников. /В.В. Давыдов. Москва: Педагогика, 2013. – 687 с.
13. Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. / Я.И. Дыганова. – Москва: Просвещение, 2019. – 292 с

По мнению Богина В. Г. «Психологическая поддержка является одним из важнейших факторов, влияющих на мотивационную сферу, что позволяет улучшить отношения между детьми и взрослыми. Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый акцентирует внимание на положительных сторонах и достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки, развития эмоций, тренировки эмоциональной устойчивости личности, помогает поверить в себя и свои возможности, помогает избегать ошибок, поддерживает ребенка в случае неудач. Вера родителей и воспитателей в ребенка играет центральную роль в развитии уверенности ребёнка в себе. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ситуацию с гарантированным успехом для ребенка, помочь ребёнку почувствовать себя нужным. Разница между поддержкой и вознаграждением определяется временем и эффектом».[4]Важную роль в рефлексии играет моральная или психологическая поддержка. Она способствует улучшению самооценки, развитию эмоций, развитию эмоциональной устойчивости, развитии и улучшении веры в себя, вере в свои способности и возможности, избеганию ошибок, служению своеобразной страховкой от неудач.