Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Актуальность темы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в растущем внимании общества к вопросам инклюзии и равных возможностей для всех детей. Семейное воспитание играет ключевую роль в формировании личности, обеспечении эмоционального комфорта и социальной адаптации таких детей. Поскольку именно семья является первичным источником поддержки и любви, ее деятельность влияет на развитие навыков общения, мотивацию и успешность интеграции в общество. Актуальные методы и подходы к воспитанию детей с ОВЗ помогают преодолевать барьеры, способствуют их полноценному развитию и реализации потенциала, что делает эту тему важной для исследования и практического применения.
Современное общество стремится к созданию инклюзивной среды, где дети с ОВЗ могут развиваться наравне с другими детьми и семейное воспитание играет ключевую роль в адаптации детей и их социальной интеграции. В семье закладываются основы личностного развит
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………………………………...5
1.1 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………5
1.2 Модели семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………9
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………..13
2.1 Трудности, с которыми сталкиваются родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья………………………13
2.2 Рекомендации для родителей…………………………………20
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: пособие / Ю. П. Азаров; предисловие Н. Д. Никандрова. – Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 394 с.
2. Азбукина Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 396 с.
3. Мамайчук И. И. Специальная психология. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 317 с.
4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина – М.: ВЛАДОС, 2004. – 268 с.
5. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Н. Гузева, Т. В. Васина. – Владимир, 2022. – 73 с.
6. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. 4-е изд. / Л. Г. Парамонова – Москва: Питер, 2010 – 410 с.
7. Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом / О. И. Романчук. – М.: Генезис, 2010 – 168 с.
8. Специальная семейная педагогика. Семейно
Концепция воспитания, основанная на представлении о ребёнке как о несостоятельном субъекте, исходит из устойчивого убеждения в его изначальной неполноценности и неспособности достигать значимых результатов. Подобная модель родительского поведения формирует у ребёнка устойчивые негативные эмоциональные состояния, среди которых преобладают переживания фрустрации, чувство стыда и ощущение собственной обременительности для окружающих. В результате систематического воздействия таких установок у ребёнка закрепляется низкая самооценка, снижается мотивация к достижению целей, что в дальнейшем препятствует его социальной адаптации и успешной самореализации[5].
Гипоопека представляет собой разновидность воспитательного подхода, характеризующегося выраженным пренебрежением к базовым потребностям ребёнка, и чаще всего наблюдается в семья