Развитие мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи. В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 6
1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников 12
1.3 Методы и средства развития мелкой моторики у дошкольников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 28
2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Апробация комплекса пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни 32
2.3. Контрольный этап эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Учебная и монографическая литература
1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2021. – 20 с.
2. Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: Методическое пособие [Текст] / А.В. Артемьева — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
3. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют [Текст] / М.Г. Борисенко - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2017 – 520 с.
5. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. - СПб: Издательский дом «Литера», 2016. - 284 с.
6. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. – 305 с.
7. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.
8. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с.
9. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
10. Лисина, М.И Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина . - СПб.: Питер, 2018 – 187 с.
11. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. [Текст] / Е. А. Лобанова. - М.: Николаевский печатный дом, 2015. - 165 с.
12. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст] / А.Р. Лурия - М.: Педагогика, 2001 - 495с.
13. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [ и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
14. Пилюгина, Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Г.Н. Година, Е.Г. Пилюгина - М.: Просвещение , 1987. – 154 с.
15. Пименова, Е. П. Пальчиковые игры. [Текст] / Е. П. Пименова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 228 с.
16. Психолого-педагогиче
Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами. Также эффективны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук.
Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть. Особое место отводится такой работе, как штриховка. В начале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определенным об