Развитие мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр". В которой выявлены особенности применения пальчиковых игр как способа развития мелкой моторики; проведена опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей посредством пальчиковых игр и оценить ее результаты.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.08.2025
Объем файла
1870 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи. В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 6

1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке 6

1.2. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников 12

1.3 Методы и средства развития мелкой моторики у дошкольников 17

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 28

2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 28

2.2.  Апробация комплекса пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни 32

2.3. Контрольный этап эксперимента 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 56

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Учебная и монографическая литература

1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2021. – 20 с. 

2. Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: Методическое пособие [Текст] / А.В. Артемьева — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.

3. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют [Текст] / М.Г. Борисенко - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.

4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] /  Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2017 – 520 с.

5. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. - СПб: Издательский дом «Литера», 2016. - 284 с.

6. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] /  М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. – 305 с.

7. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.

8. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с. 

9. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.

10. Лисина, М.И Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина . - СПб.: Питер, 2018 – 187 с.

11. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. [Текст] / Е. А. Лобанова. - М.: Николаевский печатный дом, 2015. - 165 с.

12. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст] / А.Р. Лурия - М.: Педагогика, 2001 - 495с.

13. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [ и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003. – 480 с.

14. Пилюгина, Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада [Текст] /  Г.Н. Година, Е.Г. Пилюгина - М.: Просвещение , 1987. – 154 с.

15. Пименова, Е. П. Пальчиковые игры. [Текст] / Е. П. Пименова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 228 с.

16. Психолого-педагогиче

Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами. Также эффективны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук.
Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть. Особое место отводится такой работе, как штриховка. В начале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определенным об