Педагогические условия формирования учебной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Педагогические условия формирования учебной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников". В которой выявлены психолого-педагогические особенности младших школьников, оказывающие влияние на формирование мотивации к изучению иностранного языка. Исследована практическая деятельность учителей начальных классов по созданию условий, способствующих формированию устойчивого интереса к иностранному языку.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.08.2025
Объем файла
837 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3920 руб.
4900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Современная образовательная система ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и формирования у школьников устойчивой внутренней мотивации к обучению, что является важным фактором успешного усвоения учебного материала. Одной из значимых задач современной педагогики выступает стимулирование интереса младших школьников к изучению иностранных языков. Именно в начальной школе формируется фундаментальное отношение к учебному процессу и закладываются ключевые умения, необходимые для дальнейшего образования.
Заинтересованность детей в освоении иностранного языка представляет собой сложный и непостоянный процесс, на который влияет целый ряд факторов. Среди них — личностные особенности обучающихся, методы и подходы, применяемые педагогом, использование инновационных образовательных технологий, а также специфика организации учебной деятельности. В младшем школьном возрасте мотивация к изучению языка носит формирующий характер, и от того, какие педагогические условия б

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 8

1.1. Определение учебной мотивации 8

1.2. Возрастные особенности младших школьников 16

1.3. Факторы, влияющие на мотивацию: личностные, социальные и педагогические 19

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 24

2.1. Создание положительного образовательного микроклимата 24

2.2. Влияние атмосферы и роль учителя в создании эмоционального фона 26

2.3. Индивидуализация и дифференциация обучения. Применение разнообразных методов и форм 32

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 50

3.1. Определение уровня интереса к английскому языку среди учеников начальной школы 50

3.2. Практическая реализация комплекса упражнений для стимулирования учебной мотивации в начальной школе 56

3.3. Анализ результатов эксперимента по оценке эффективности предложенного комплекса упражнений 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 79

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абулайсова, Н. А. Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников / Н. А. Абулайсова, П. Д. Абдурахманова, У. А. Магомедова // Мир науки, культуры, образования - 2019. - №2 (75) - 295-296 с.

2. Агаджанян, И. В. Игра как мотивация при обучении английскому языку / И. В. Агаджанян. - Текст: непосредственный // Молодой учёный. - 2015. - № 14 (94). - https://moluch.ru/archive/94/21083/ (дата обращения: 07.04.2025) - 431-432 с.

3. Акопянц, А.М., Михайловская, И.Н. Цифровизация иноязычного образования: вызовы и перспективы / А.М. Акопянц, И.Н. Михайловская // Новая лингводидактика. Сборник статей по материалам научно-методического симпозиума «Неолингводидактика как веление времени: цель, принципы, стратегии обучения и векторы развития» (Лемпертовские чтения - XXV). Издательство: Пятигорский государственный университет (Пятигорск), 2023. С. 279-287.

4. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М. И. Алексеева. - М.: Советская школа, 2011 - 121 с.

5. Алфёров, А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А. Д. Алфëров. - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000 - 385 с.

6. Азарова, С. И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ. яз. Милли /  Millie для 3 кл. общеобраз. учрежд. / С. И. Азарова - Обнинск: Титул, 2008 - 241 с.

7. Азарова, С. Н. Примерная программа по иностранным языкам / С. Н. Азарова // Иностранные языки в школе - 2015 - №6 - 19 с.

8. Арьиоки, К. Способы активизации учащихся младшего школьного возраста на занятиях по английскому языку. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. / К. Арьиоки - СПб, 2004 - 90-92 с.

9. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе  [Текст] / Ю. К. Бабанский, 1985 - 209 с.

10. Бадалян, Р. С. Формирование учебной мотивации / Р. С. Бадалян. 2017.

[Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/103767/ (дата обращения 02.01.2025).

11. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова //  Иностранные языки в школе - 1999 - №3 - 20-22 с.

12. Бим, И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // И. Л. Бим // Иностранные языки в школе - 1989 - №1 - 22 с.

13. Бочарова, Л. П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения / Л. П. Бочарова // Иностранные языки в школе - №3 - 1996 - 25 с.

14. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-e, стереотипное. М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО“МОДЭК”1997.URL:https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=40700. - 35 с.

15. Быкова, Н. Английский в фокусе, 3 класс / Н. Быкова, Д. Дули, М. Поспелова, В. Эванс - М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.

16. Васильева, М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. / М. М. Васильева. - М.: Педагогика, 1988 - 130 с.

17. Верисокин, Ю. И. Видеофильм 

Знать, какие условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей и как помочь ребёнку.
Если педагог не учитывает внутреннее состояние ученика, он, по сути, применяет насилие в педагогической практике. Когда в качестве основного способа воздействия используются такие выражения, как «должен» или «необходимо», это порождает негативную мотивацию (Семёнова, 2004, с. 45). У ребёнка возникает стойкое желание избегать учебного процесса, что снижает уровень познавательной активности. В такой ситуации возникает эффект «давления». Павлов ещё давно доказал, что если информация подается без учёта интересов, то в коре головного мозга формируется зона, которая активно отвергает её. Учиться или работать без интереса означает действовать без смысла и ч