Организационно-методические основы технологической подготовки школьников в условиях безопасной жизнедеятельности
Введение
Предметная область «Технология» является неотъемлемой частью общего образования с 1993 года и является периодом, когда ряд предметов общего образования и сферы образования школьников концептуально и организационно объединены в сферу образования «Технология», включающую технический труд, служебный труд, сельскохозяйственный труд и рисование. С тех пор "Технология" стала выполнять важную функцию в культурной парадигме содержания общего образования – формирование технологической культуры личности.Уровень технологической культуры и развития высокотехнологичных производственных и прорывных технологий с точки зрения населения определяет потенциал и производство кадровой экономики, конкурентоспособность страны на мировом рынке, безопасность и культуру деятельности, капиталоемкую и информационно-ресурсную деятельность, организацию, производство и другие процессы.
Содержание
Введение
Глава 1. Организационная деятельность педагога в процессе обучения школьников основной школы в условиях безопасной жизнедеятельности
1. Основные положения теории безопасной жизнедеятельности в процессе обучения школьников основной школы
2. Организация безопасной жизнедеятельности при выполнении школьниками технологических работ в школьных мастерских
3. Особенности организации урочной и внеурочной деятельности в процессе технологической подготовки школьников
Глава 2. Теоретические основы методической деятельности педагога в процессе обучения школьников основной школы
1. Деятельность современного педагога в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования
2. Особенности методики обучения школьников по предмету «Технология»
3. Особенности методики обучения школьников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Глава 3. Организация проектной деятельности школьников при обучении спецкурсу «3D-прототепирование»
1. Особенности организации проектной деятельности школьников
2. Разработка рабочей программы спецкурса
3. Методическое обеспечение спецкурса «3D-прототипирование»
4. Творческий проект «Кулон «Звезда»»
Заключение
Список литературы
Список литературы
Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. 136 с.
Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
Акимова Л. Лучше один раз увидеть (аудиовизуальные технологии в обучении ОБЖ) // Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. М., 2011. № 9. С. 24—28.
Акимова Л. Методические аспекты внеурочной работы по ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям. М., 2009. № 10. С. 36—43.
Алгоритм действий при пожаре или задымлении // Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях: Ежемесячный журнал. М.: ООО «Центр изучения социально-экономических проблем здравоохранения», 2013. № 2. С. 65—66.
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1—4 кл. / Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. М.: Просвещение, 2009. 143 с.
Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Э.Н.Аюбов, Д.З.Прищепов, М.В.Муркова. М.: Русское слово, 2012. 230 с.
Бахвалов А. К вопросу о философии кадетского образования // Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей / МЧС России. 2013. № 4. С. 40—43.
Блинов Д.И. Причины дорожно-транспортного травматизма // ОБЖ: Ежемесячный научно-методический и информационный журнал. М.: Русский журнал, 2013. № 12. С. 34—35.
Будникова В.С. Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности муниципального общеобразовательного учреждения // Администратор образования. М.: ОАО «Красная Звезда», 2012. № 7. С. 71—75.
Возникновению предмета ОБЖ содействовали колоссальные по масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на территории СССР в 80-е гг. XX столетия: трагедия теплохода «Александр Суворов» в итоге столкновения с просветом Ульяновского моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв 4-ого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), трагедия с выбросом аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20 марта 1989 г.), взрыв 2-ух пассажирских поездов под Уфой в итоге протечки трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой консистенции (3 июня 1989 г.). Правительство столкнулось с суровыми вызовами, на которые требовался резвый и адекватный ответ. Пришло осознание необходимости скорого внедрения в сознание людей культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели личного поведения, рвения осознанно соблюдать нормы и правила безопасности в ежедневной жизни.Интеграция понятий «культура» и «безопасность» в первый раз была предложена Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа обстоятельств и оценки последствий трагедии на Чернобыльской атомной электростанции. Был изготовлен обоснованный вывод о том, что одной из основных обстоятельств катастрофы стало отсутствие культуры безопасности как квалификационной и психической подготовленности служащих. Тогда же стало формироваться убеждение в необходимости внедрения данной категории не только лишь к техническому персоналу, да и к каждому человеку и обществу в целом.В итоге приказом Министерства образования РСФСР № 169 в 1991 г. в муниципальных общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». С 1 сентября 1991 г. курс стал изучаться во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах. Зачинателями введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[1].