Головоломка взаимопонимания
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где социальные связи и взаимоотношения играют все более важную роль, глубокое понимание процесса общения становится необходимым. Общение — это не просто обмен информацией, а сложный процесс, который лежит в основе социального взаимодействия, позволяет нам познавать и понимать друг друга, строить межличностные и деловые отношения, а также оказывать влияние на общество в целом. Проблемы в общении, вызванные различными факторами, могут привести к конфликтам и негативно сказываться как на личной жизни, так и на профессиональной деятельности. Таким образом, от того, как протекает процесс общения, зависит наше личное, семейное и профессиональное благополучие – поэтому навыки ненасильственного общения – важный инструмент, владея которым возможен спад уровня конфликтов и повышение уровня эмпатии.
Рассмотрим актуальность темы ненасильственного общения с нескольких точек зрения:
1. Социальная напряженность: В современном мире наблюдается рост конфликтов, как на
Содержание
Введение 4
Проектная часть 8
1 Постановка проблемы 8
2 Постановка цели проекта 10
3 Задачи проекта 10
4 Методы проекта 11
5 Ресурсы 14
6 Эффекты, полученные в результате исследования 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложения 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеева, Л.Н. Деструктивное общение в подростковом возрасте: психологический аспект / Л.Н. Агеева. — М.: Наука, 2018 — 87 с. – Текст : непосредственный.
2. Васильева, Е.С. Социальные сети и общение подростков / Е.С. Васильева. — СПб.: Питер, 2020. С. 54-78. – Текст : непосредственный.
3. Грачева, А.В. Ненасильственное общение в практике преподавания / А. В. Грачева. — СПб.: Речь, 2020. – Текст : непосредственный.
4. Дергачев, И.В. Основы ненасильственного общения / И.В. Дергачев. — Казань: Казанский университет, 2018. С. 6-15. – Текст : непосредственный.
5. Жданова, М.В. Психология деструктивного общения / М.В. Жданова. — Ярославль: ЯГПУ, 2021 — 156 с. – Текст : непосредственный.
6. Как и почему россияне страдают от стресса в 2024 году? // "Финам": сайт. – URL: https://www.finam.ru/publications/item/kak-i-pochemu-rossiyane-stradayut-ot-stressa-v-2024-godu-20240807-1846/ (дата обращения: 16.11.2024). – Текст : электронный.
7. Казакова, Н.А. Влияние среды на общение подростков / Н.А. Казакова. — Казань: КГУ, 2016. С. 25-32. – Текст : непосредственный.
8. Ковалев, А.А. Подростки в кризисе: психология общения / А.А. Ковалев. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2022 — 552 с. – Текст : непосредственный.
9. Луганцева, И.В. Деструктивное поведение и его последствия / И.В. Луганцев. — Челябинск: ЧГПУ, 2015. С. 35-37. – Текст : непосредственный.
10. Петрова, Е.А. Искусство общения без насилия / Е.А. Петрова. — Ростов-н Дону: Феникс, 2021 — 355 с. – Текст : непосредственный.
11. Романов, Ф.И. Агрессия и конфликтность в подростковой среде / Ф.И. Романов. — Уфа: УГПУ, 2020. С. 54-57. – Текст : непосредственный.
12. Розенберг, М. Ненасильственное общение. Язык жизни / М. Розенберг. — М: “Кручинина”, 2006 — 256 c. – Текст : непосредственный.
13. Тихомиров, Е.В. Профилактика деструктивного общения / Е.В. Тихомиров. — Москва: РГГУ, 2020. С. 78-86. – Текст : непосредственный.
14. Тихонов, Р.Н. Ненасильст
Целью нашего проекта является разработка карточной игры, для старших школьников, способствующая развитию навыков ненасильственного общения.
Таким образом для понимания уровня обладания подростками навыками ненасильственного общения, было составлено и проведено анкетирование - «Ненасильственное общение – есть ли у вас навыки эффективной коммуникации?».
Анкета представляет собой 7 вопросов, в которых описаны конфликтные ситуации и 3 ответа (а, б, в), каждый из которых представляет собой позицию выхода из конфликта. Таким образом респондент оценивает каждую ситуацию по собственному опыту и выбирает один из вариантов ответов, который более точно описывает его поведение. Исходя из результатов, выделяется каким типом общения обладает респондент:
- Если больше ответов «а» - деструк