Проектирование программы факультатива для начальной школы «Моя геометрия»
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших задач современности – развитие каждого ребенка. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, пытаться раскрыть его творческие возможности, индивидуальные способности – вот задача каждого учителя. Способность, которая не развивается – это развитие, которым на практике человек перестает пользоваться и со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как техническое творчество, изобразительное искусство, математика и т.п. мы поддерживаем и развиваем дальше соответствующие способности. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становится его увлечением. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, форм и методов обучения для развития у учащихся его способностей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………3
1 Теоретические аспекты изучения геометрического материала на факультативе в начальных классах…………………………………………….5
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений…………………...…….5
1.2 Общая характеристика методики изучения геометрического материала в начальных классах…………………………………….…….8
2 Проектирование программы факультатива для начальной школы «Моя геометрия»…………………………………………………………………….….13
2.1 Цель и задачи факультатива «Моя геометрия»…………………..14
2.2 Особенности программы……………………………………………..15
2.3 Место факультатива в учебном плане……………………………....19
2.4 Методы и приемы изучения геометрического материала………..20
2.5 Общая характеристика факультативного курса…………………..22
2.6 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся…26
2.7 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Моя геометрия»……………………………………27
2.8 Тематическое планирование факультатива «Моя геометрия»…...30
Заключение……………………………………………………………………...38
Список используемых источников……………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вопросы методики изучения элементов наглядной геометрии (Электронный ресурс: https://studbooks.net/1894754/pedagogika/voprosy_metodiki_izucheniya_elementov_naglyadnoy_geometrii)
2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 3 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2009.
3. Моро М.И. Средства обучения математике в начальных классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
4. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. М.: Академия, 2001г.
5. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
6. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе: пособие для учителя четырехлетн. нач. шк. – М.: Просвещение, 1994.
7. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 4 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2008.
8. Геометрический материал в начальной школе (Электронный ресурс: https://www.myunivercity.ru/Математика/Геометрический_материал_в_начальной_школе/316527_2867749_страница2.html#:~:text=Изучение%20величин%20имеет%20большое%20значение%2C,которые%20широко%20применяются%20в%20жизни)
9. Методические особенности изучения длины и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе (Электронный ресурс: https://studbooks.net/1746256/pedagogika/metodicheskie_osobennosti_izucheniya_dliny_edinits_izmereniya_urokah_matematiki_nachalnoy_shkole)
10. Груденов Я.И. Психолого – дидактические основы методики обучения математики. – М.: Педагогика, 1987.
11. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Учебник для 1 кл. начальной школы в 2 ч. – М.: Просвещение 2011.
12. Методика изучения основных величин (Электронный ресурс: https://infourok.ru/metodika-izucheniya-osnovnyh-velichin-4124397.html)
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами).«На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.Важнейшей задачей учителя является определение методики, раскрывающей содержание геометрического материала на том уровне, который должен быть достигнут учащимся к моменту их перехода в 4 класс, а также ведущих направлений изучение этого материала» [1].Для формирования геометрических представлений работа должна проводится следующим образом: свойства фигур учащиеся выявляют экспериментально, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников, наблюдения и работы с геометрическими объектами.«Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур, выполняя большое число наблюдений и опытов, учащиеся подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т.п.)» [2].