Изучение эмоциональной сферы личности ребёнка в младшем школьном возрасте
Введение
Формирование современного общества подразумевает развитие активной, энергичной, независимой, по-новому направленной личности. Один с источников стремительно формирующейся личности представляет чувственная область. Мир эмоций и чувств, равно как и прочие формы психической деятельности, отображает объективный мир и человека в нём, также предполагает собою многогранную, никак не изведанную область.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отражаются личностные результаты освоения основной образовательной программы, включающиеся: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.У детей младшего школьного возраста, с ослабленной возможностью само регуляции, эмоциональные трудности выражаются со особенной мощью и отчётливостью.
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника7
Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 7
Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника16
Возможности психолого-педагогической помощи в развития эмоциональной сферы младших школьников26
Выводы по 1 главе32
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста34
2.1.Методы и организация исследования. Анализ результатов первичной диагностики34
2.2.Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 классов, направленная на формирование эмоциональной сферы младших Школьников38
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы43
Выводы по 2 главе46
Заключение47
Список использованных источников49
Приложение52
Список использованных источников
Алексеева, Т. Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: дис. ... канд. Пед. наук: 13.00.02 / Т. Ю. Алексеева; Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 148 с.
Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников/ М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2006. – № 8. – С. 55-57.
Баранов, А. А. Методы изучения личности школьника: метод, рекомендации к пед. практике / А. А. Баранов, С. Г. Бутолин. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2008. – 95 с.
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. Пособие для студентов вузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – СПб: Лань: М.: Планета музыки, 2014. – 508 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотивации/ В. К. Вилюнас, – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 208 с.
Вундт, В. Основы физиологической психологии / В. Вундт; пер. под ред. А. А. Крогиуса. – М.: 1984. – 828 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. Очерк: Для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 292 с.
Грот, Н. Я. Значение чувства в познании и деятельности человека: речь, произнес. В годич. Собрании О-ва 24 янв. 1889 г. / Н. Я. Грот. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889. –,42 с.
Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
Додонов, Б. И. Эмоция как ценность/ Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 132 с.
Замостьянов, А. Эмоция и ее неистовые ревнители: учебное пособие/ А. Замостьянов. - Народное образование. – 2005. - №9. – С. 209 – 217.
Довольно большое число пихолого-педагогических изучений отдано вопросу развития и воспитания эмоций, но кроме того раскрытию новообразований в эмоциональной сфере в различные этапы формирования личности. Но трудность протекания эмоциональных процессов обусловила неоднозначность их черт в разных научных доктринах. Несколько задач, затрагивающих анализа условий возникновения эмоций и чувств, закономерностей их онтогенетического развития, их структуры и функции во поведении, остаются в большинстве своем не четкими, не ясными.С целью характеристики эмоциональной сферы, во этом параграфе мы обратимся ко подобным суждениям как чувства и эмоции. Вопросом изучения психологической области человека занимались как западные ученые В. Вундт, К.Е. Изард, так и отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Петровский, П.В. Симонов. Они попытались дать объяснение, рассмотреть и объяснить специфику и особенности эмоционально-чувственной сферы человека.Люди равно как субъекты практической, а также теоретической деятельности, что познают и меняют общество, никак не считается ни бесстрастным созерцателем того, то что случается около него, ни подобным бесстрастным автоматом, делающим эти либо другие действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только совершает эти либо другие модификации в природе, в предметном мире, однако также воздействует на иных людей и непосредственно ощущает воздействия, исходящие от них и их собственных действий, меняющих его отношения с окружающими; он испытывает то, то что с ним совершается и происходит; он принадлежит определенным образом к тому, что его окружает.