Особенности работы воспитателя по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: Особенности работы воспитателя по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В которой определены особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР. Изучены особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.08.2025
Объем файла
141 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 4
1 Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….. 8
1.1.Понятие об общем недоразвитии речи………………………………… 8
1.2.Особенности развития связной речи у детей в норме и при общем недоразвитии речи………………………………………………………… 15
1.3 Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………….. 22
2. Опытно – экспериментальная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………….. 26
2.1 Изучение уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………. 26
2.2 Методика сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………… 31
2.3 Диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на контрольном этапе эксперимента 36
Заключение……………………………………………………………….. 39
Список использованных источников…………………………………… 41
Приложение 1……………………………………………………………. 45
Приложение 2…………………………………………………………….. 47
Приложение 3……………………………………………………………. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева - Москва: ФОРУМ, 2014. - 144 с.
Балашова, Э.В. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредствам игр в юнгианской песочнице / Э. В. Балашова, Ю. М. Васина // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 15. – С. 601-605.
Богомолова, М.И. Концептуальные основы сенсорного воспитания в отечественной педагогике: исторический аспект : монография / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2015. – 155 с.
Болдарева, Е.А. Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры / Е. А. Болдырева // Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике : сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Стерлитамак : АМИ, 2019. – С. 12-16
Галой, Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста / Н. Ю. Галой // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - Москва: Просвещение, 2005. - 424с.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - Москва: Академия, 2006. - 434 с.
Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации / Г. Г. Колос - Москва: АРКТИ, 2011. – 102 с.
Метиева, Л. А.. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева - Москва: Просвещение, 2019. - 160 с.
Миронова, О.В. Формирование речи у дошкольников /О. В. Миронова // Молодой ученый. – 2019. – № 35. – С. 134-138
Михайленко, Н. Я. Организация дидактической игры в детском саду. Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А Короткова -Москва: ЛИНКА - ПРЕСС, 2017. - 226 с.
Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина - Москва: Педагогика, 2005. - 276 с.

У детей с общим недоразвитием речи 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При общим недоразвитии речи 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.В речи детей с общим недоразвитием речи 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При общим недоразвитии речи  2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с общим недоразвитием речи 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных.