Образ Всадник без головы в англоязычной литературе и кинематографе
Введение
В современной лингвистике можно наблюдать значительный интерес к изучению ментальных процессов работы человека и познанию, что подразумевает антропоцентрический подход, в соответствии с чем, развиваются новые научные направленности, одним из основных интересов которых является изучение взаимодействия ментальных процессов личности в процессе общения. Одним из этих направлений считается лингвокультурология, т.е. наука о проявлении и закреплении в языке культуры народа. Теория лингвокультурных типажей считается новым направлением в антропоцентрической лингвистике. Термин «лингвокультурный типаж» обозначает «культурно-диагностическую значимость типизируемой личности для осознания соответственной культуры, а еще доказывает процесс исследования данной личности с позиций лингвистики (с учётом обозначения, выражения и описания соответственного концепта, выраженного в языке)» [Карасик, Дмитриева, 2005].
Содержание
Введение
Теоретические основы лингвокультурного типажа
Основные понятия лингвоперсонологии
Основные понятия лингвокультурологии
Понятие лингвокультурного типажа
Типология лингвокультурных типажей
Вывод по главе 1
Лингвокультурный типаж «всадник без головы»: понятийная, образная и ценностная характеристика
Особенности и характеристика исследуемого материала
Понятийные характеристики лингвокультурного типажа «всадник без головы»
Образные характеристики лингвокультурного типажа «всадник без головы»
Внешний облик, возраст и гендерная принадлежность типажа «всадник без головы»
Происхождение типажа «всадник без головы»
Ценностные характеристики типажа «всадник без головы»
Нравственные характеристики
Оценочные характеристики типажа «всадник без головы»
Вывод по главе 2
Заключение
Библиография
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ / URSS, 2007. – 264 с.
Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н.Караулов. – М.: Наука, 1987. – 264 с.
Мурзинова И.А. Лингвокультурный типаж "британская королева". Волгоград., 2010.
Красных, В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология [Текст] / В. Красных. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. – 284 с.
Тарасов, Е. Ф. К построению теории речевой коммуникации / Е. Ф. Тарасов // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения [Текст] / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, А. М. Шахнарович. – М., 1979. – С. 5–147.
Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь (Collins). Т.2. М., 1999.
Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса: монография [Текст] / А. В. Олянич. – Волгоград: Парадигма, 2004. – 507 с.
Фарино, Е. Введение в литературоведение [Текст] / Е. Фарино. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 639 с.
Почепцов, Г. Г. Имиджелогия [Текст] / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. – 768 с.
Ерофеева Т.И. Речевой портрет говорящего // Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990.
Виноградов В.В. О языке художественной прозы. – М.: Изд-во «Наука», 1980. – 362 с.
Богин Г.И. Филологическая герменевтика / Г.И. Богин. – Калинин: Изд-во КГУ, 1982. – 86 с.
Воробьев В.В. Лингвокультурология: монография. – М.: РУДН, 2008. –336 с.
Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи : сб. науч. труд. / под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. C. 5-25.
Воробьев, В.В. Языковая личность в лингвокультурологии // Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика: Матер. Всеросс. научно-методической конф. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – С. 234-237.
Российская лингвистика конца XX – начала XXI вв. достигла значительных успехов в изучении человека во всех его ипостасях по отношению к языку – «человека говорящего», «речевой личности», «коммуникативной личности», «культурной идентичности», но прежде всего – как языковой личности (homo loguens), то есть личности, представленной в языке. Языковая личность, с ее когнитивными способностями, коммуникативными потребностями, речевой деятельностью, представляет настолько сложное, многогранное явление, требует такого глубокого анализа и всестороннего наблюдения, что высказывания о полной разработанности и изученности данной научной проблемы представляются преждевременными. Отечественная наука продолжает исследования в этом направлении, поскольку обращение к рассмотрению человека как носителя языка соответствует антропоцентрической парадигме современного языкознания, становится средоточием интересов новейших направлений в лингвистике.В настоящее время теория языковой личности разрабатывается с точки зрения различных подходов, с помощью разнообразных методов исследования, путем рассмотрения отдельных аспектов проблемы, на основе выбора разных объектов для наблюдения. В научный обиход вводится термин «лингвистическая персонология» (В.П.Нерознак), понимаемая как направление лингвистики, предметом изучения которой становится личность, находящаяся в процессе общения.Лингвистическая персонология, или лингвоперсонология, окружила пристальным вниманием языковую личность как носителя языковой способности – когнитивное возможности, компетентности, социо- и психолингвистические характеристики, коммуникативное поведение, особенности дискурса и т.д.