Процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач дошкольника является приобретение связной диалогической речи, для успешной реализации стоит учитывать (социально-языковая среда, семейное благополучие, индивидуальные особенности ребенка) в развитии речи.Мухина утверждает [8, с. 456]. что родной язык играет уникальную роль в формировании личности человека. В педагогике, психологии, философии. Речь и язык считались основой, на которой протекают различные направления психологического развития: воображение, мышление, память. Диалог очень важен для развития речи детей и представляет собой сложную форму социального взаимодействия.Диалоговое обучение должно быть направлено на совершенствование речевой и языковой исследовательской деятельности детей не прямо, а косвенно, этому способствует ролевая игра.Ролевая игра (ролевая, творческая) является, по мнению ведущих психологов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), основной деятельностью в дошкольном учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….стр2-4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ……………………………………………………………стр5
1.1.Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….5
1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………….
1.3. Педагогические условия ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ…………………………
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………
2.2. Результат констатирующего эксперимента…………………
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ………
3.1. Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента…………….
3.2. Апробация педагогических условий …………………………………..
3.3. Контрольный эксперимент …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…
1. .Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., сте-реотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. -160с. .
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 272 с.
3. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения // Дошкольное воспитание. – 2018. - №10. – С. 73- 80.
4. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский. – М., 2017. – 142 с
5. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – Москва, 2018. – С. 45-60.
6. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2017. - №6.- С.15-18
7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: Психологический институт РАО МоиПН, 2018. – 115 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 5-е изд., Стереотип / В.С. Мухина. – Москва : Издательский центр Академия, 2017. – 456 с
Способность вести диалогу со сверстниками - очень важный аспект социального и личностного развития ребенка, источник развития речи, формирования коммуникативных навыков, важное направление самостоятельной деятельности и саморазвития.С раннего возраста дети используют речь как средство общения. Однако общается только с близкими или знакомыми людьми. Общение в этом случае происходит в определенной ситуации, в который участвует взрослый и сам ребенок.Общение в определенной ситуации, действиях и предметах происходит с помощью ситуативной речи. Она вполне понятна собеседнику, но обычно непонятна постороннему человеку, не разбирающемуся в ситуации, может возникать в различных формах в речи ребенка. В этой речи представлены вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы. По мере расширения круга общения и роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Пересказ книги, интересующей истории или описание мультфильма, невозможно будет понять без четкого изложения. Ребенок начинает придерживаться требований и старается следовать им в построении речи.Арушанова подчеркнула, [2с. 272]. особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными.