Педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в начальных классах инклюзивного образования
Введение
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для школьников, которые в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является человек. Психологический климат является неотъемлемой характеристикой коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 11
1 Теоретические основы проблемы формирования благоприятного психологического климата в начальных классах инклюзивного образования
1.1 Понятие и роль благоприятного психологического климата 14
1.2 Личность и коллектив: влияние на формирование благоприятного психологического климата в начальных классах инклюзивного образования 19
2 Изучение педагогических условий формирования благоприятного психологического климата в начальных классах инклюзивного образования………………………………………………………………… 26
2.1 Методики исследования формирования благоприятного психологического климата в начальных классах инклюзивного образования 26
2.2 Методические рекомендации по созданию педагогических условий для благоприятного психологического климата в начальных классах инклюзивного образования..……………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список использованной литературы………………………………………. 37
Приложение…………………………………………………………………. 38
Список использованной литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 672 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. - М.: «Аспект Пресс», 2010.- 375 с.
Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко.- Изд-е 7-е. -Ростовн/Д.: Феникс, 2009. -704 с
Социальная психология / Отв. Ред. А. Л Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2009. - 351с.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1.
Аникеева Н.П. Групповой поведенческий тренинг /Электронная библиотека
Кумарин В.В. Престижное воспитание? Проще простого! Если слушать голос Природы... М.: Издание журнала «Престижное воспитание», 2001.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М, 1988
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие – 2-е изд.
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
Галин, Т.В. Семейная психология /Т.В. Галин, С.С. Казакевич. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 287с.
Лебедева, В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч. - практ. конф. Екатеринбург, 23 - 24 апр. 2008. / Отв. за выпуск В.А.Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2009. - 254 с.
Зинько, Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки подростков /Е.В. Зинько // Вестник московского университета. - Серия 14: Психология. - 2009.-№3.-35 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Сфера, 2010. - с.412.
Ароксон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме /Э.Ароксон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. - СПб., 2010. - 560с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: «Сфера», 2012. - 464 с.
Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения, по мнению В.А. Соснина, на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием [19, с. 166].В работах А.И. Липкиной, предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого [20, с.64].В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном Б.Т. Лихачевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики [21, с.154].В современной психологической науке под психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) - наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.