Особенности пространственно-временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня школьного обучения и ухудшение здоровья детей способствуют увеличению числа обучающихся, которые испытывают сложности в обучении. Одной из основных причин школьной неуспеваемости является отставание в развитии высших психических функций. В ситуации задержки психического развития (ЗПР) - школьная неуспеваемость становится более выраженной.Рядом исследований установлено, что дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточной сформированностью навыков когнитивной деятельности, снижением познавательной и поисковой активности, ограниченностью речевого развития, недоразвитием эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Дети с ЗПР относятся к группе риска и неминуемо сталкиваются с трудностями в обучении с первых дней обучения в школе. Обучающиеся данной категории испытывают трудности при овладении навыками чтения, письма и счета.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.…….…………………………………………………….6
Понятие «пространственно-временные отношения» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………..6
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………....13
Особенности пространственно-временных представлений у детей с задержкой психического развития……………………………………………….18
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………….24
2.1 Характеристика участников эксперимента…………………………………..24
2.2 Особенности организации констатирующего эксперимента……………....25
2.3 Анализ данных констатирующего эксперимента……………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………..39
Приложение Б……………………………………………………………………..40
Приложение В……………………………………………………………………..41
Приложение Г……………………………………………………………………..42
Приложение Д……………………………………………………………………..43
Приложение Ж……………………………………………………………………..44
Список используемых источников
Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1974. – 122 с.
Борякова, Ю. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Ю. Н. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика, 2010.– № 2. – С. 45-50.
Винник, М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы: методическое пособие / М. О. Винник. – Ростов-наДону: Феникс, 2017.- 154 с.
Дунаева, З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М. : Педагогика, 1985. – С. 229-231.
Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Издательство: Советский спорт , 2006 г. – 143 с.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
Елецкая, О. В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 400 с.
Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2018. – 365 с
Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006. — 80 с.
Кузьмина-Сыромятникова, Н.Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе/ Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова. - М.: Просвещение, 1953. – 381 с.
Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2004. – 146 с.
Пространственно-временные представления являются основой формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы человека. Недостаточность сформированности пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Формирование пространственно-временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.Проблема формирования пространственно-временных представлений раскрыта в трудах Н.Е. Веракса, Е.И. Щербаковой, А.А. Столяра, А.В. Семенович, И.Я. Семаго, М.М. Семаго, Т.Д. Рихтерман, З.М. Дунаевой И.П. Павлова и др. В. С. Сверлов Т. Д. Рихтерман, Ф. Н. Шемякина.Психологические, педагогические и философские исследования раскрывают значительную роль овладения социальным и объективным пространством в построении единой картины мира ребенком, а также в определении места в нем. Полное развитие невозможно без развития способностей к пространственным представлениям. Ориентация в пространстве оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, его самосознание. Советские психологи Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко, которые изучали ориентацию в пространстве и пространственные представления, также обнаружили, что их несформированность в раннем возрасте является главной причиной, которая вызывает трудности в овладении школьными навыками детьми [1].