Методика воспитания коммуникативности в детском коллективе младших школьников
Введение
Актуальность темы. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.С изменением требований к подготовке учащихся к «взрослой жизни» становится актуальной проблема воспитания коммуникативной культуры учащихся. Проблематика, связанная с формированием коммуникативной культуры учащихся, является частью более широкой проблемы – воспитания культурной, образованной личности, приспособленной к успешной жизни в обществе. Успех личности во многом зависит от сформированности коммуникативных умений и навыков, от того, как личность умеет общаться.Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Содержание
Введение
Теоретические основы воспитания коммуникативности в начальной школе
1.1 Проблема развития коммуникативности в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте
Практические подходы к организации воспитания коммуникативности младших школьников
2.1 Методика воспитания коммуникативности младших школьников
2.2 Опыт воспитания коммуникативности детского коллектива в образовательной организации
Заключение
Перечень использованных информационных источников
Приложения
Список литературы
1 Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития / С. В. Баныкина. - Москва: ЭКСМО, 2020. - 485 с. – ISBN 978-5-397-02367-2. – Текст: непосредственный.
2 Ермолаева, М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд., стер. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2008. - 372 с.: ил., табл.; 21 см.; – ISBN 978-5-9770-0230-1. – Текст: непосредственный.
3 Яндукова, Т. А. Социально-педагогический подход к формированию коммуникативной культуры младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Яндукова Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Сам. гос. соц.-пед. ун-т]. - Самара, 2018. httрs://sеаrсh.rsl.ru/ru/rесоrd/01008705356. – Режим доступа: для зарегистрированных. – Текст: непосредственный.
4 Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций. [Для пед. ин-тов] / Т. А. Ильина. - М.: Просвещение, 2018. - 495 с.; 22 см.; ISBN В пер. – Текст: непосредтсвенный.
5 Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы [Текст]: учебное пособие для дополнительного образования преподавателей профессиональных учебных заведений, для студентов и аспирантов педагогических вузов / М. Т. Громкова. - Москва: ЮНИТИ, 2017. - 446 с.: табл.; 22 см.; – ISBN 978-5-238-02236-9. – Текст: непосредственный.
6 Максимова, А. А. Учим общаться детей 6-10 лет: метод. пособие [для учителей] / А.А. Максимова. - М.: Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 77, [1] с.: табл.; 21 см. - (Игровые технологии).; – ISBN 5-89144-563-8. – Текст: непосредственный.
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей [1, с. 63].Особенности взаимоотношений сегодняшнего школьника с другими людьми определяются не только современными условиями его развития: техническим прогрессом, всеобщей компьютеризацией, но также родительскими и общественными установками. О.Е. Смирнова называет одной из негативных современных тенденций в образовании стремление к раннему развитию детей и, как следствие, предпочтение дидактических игр, направленных на обучение, сюжетно-ролевой игре, развивающей эмоциональную и социальную сферу [1, с. 85]. Д.И. Фельдштейн одной из негативных тенденцией нашего времени называет экранную зависимость. Нельзя не отметить, что в настоящее время вопросы коммуникативного развития школьников стали весьма и весьма проблемными и актуальными.Общение является предметом изучения многих наук. Психологические основы общения разрабатывались в исследованиях А.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева [5], В.А. Кан-Калика, А.Т. Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др.