Активизация словаря детей младшего школьного возраста средствами синонимии и антонимии

Скачать курсовую работу на тему: Активизация словаря детей младшего школьного возраста средствами синонимии и антонимии. В которой исследован уровень знаний младших школьников о синонимах и антонимах. Изучен опыт учителей в активизации словаря младших школьников средствами синонимии и антонимии.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
09.08.2025
Объем файла
80 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Основная задача современной школы – это развитие речи учащихся. Поскольку только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, а также развитие личности ребенка. Умение высказать мысль точно, ясно, красиво, умение добиться единства формы и содержания в каждом частном случае языкового употребления – необходимые условия культуры речи. Всего этого можно достичь, лишь вполне овладев лексическим богатством и разнообразными грамматическими средствами языка.К 6-7 годам ребенок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как уже на пороге школьного возраста располагает относительно зрелым вниманием и памятью. Однако зачастую той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств и мыслей.

Содержание
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы активизации словаря младших школьников средствами синонимии и антонимии ..........................................................................
Лексическая синонимия и антонимия в русском языке………………………..
Активизация словаря как одно из важнейших направлений развития речи младших школьников ………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование способов активизации словаря младших школьников средствами синонимии и антонимии ………………………………..
2.1 Анализ опыта учителей начальных классов в обогащении активного словаря младших школьников синонимами и антонимами....................................................
2.2 Выявление уровня знаний младших школьников о синонимах и антонимах
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы.....................................................................................................

Список использованной литературы
1.Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. — Москва: Издательский центр «Академия». 2010. — 448 с.
2. Архипова И.Н. Знакомство с понятием «синоним» / И.Н. Архипова // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С.39-42
3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - Москва: Издательский центр «Академия», - с. - ISBN 5-7695-0347-1
4. Бережных Е. В. Синонимы и антонимы/ Е. В.Бережных, Н. Л. Гашкова  // Начальная школа. – 2012.– № 3.– С.90.
5. Блохина Г.В. Работа с синонимами в начальных классах / Г.В. Блохина // Начальная школа. —2017. – №12. — С. 36-41
6. Бобровская Г. Б. Обогащение словаря младших школьников / Г. Б. Бобровская // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 34-36. 
7.Брагина А.А. Синонимы в литературном языке / А. А. Брагина.  — Москва: Наука, 1986. – 126 с.
8. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит."-  Москва: Юрайт - 2019. -ISBN 978-5-534-06436-0
9. Галкина Н.В. Обогащение словаря учащихся младших классов на основе знакомства с системными связями слов. / Екатеренбург. – 2013.
10. Горбачевич К.С. Краткий словарь синонимов русского языка /К.С. Горбачевич / отв. ред. С.А. Кузнецов.– Москва: «ООО «Издательство АСТ», 2001.– 608 с.
11. Зорина Л.Н. Речевые разминки — средство обогащения речи школьников. // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. - 2011. - № 5. – 40-43 с.
12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. –ISBN 5-7695-3638-1

Подобно всякому другому языку, русский язык как средство общения является языком слов. Из слов, выступающих отдельно или в качестве компонентов фразеологических оборотов и словосочетаний формируются при помощи грамматических правил предложения, а затем и текст как структурно-коммуникативное целое. Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, явления окружающей действительности, свойства и признаки, выражаются человеческие эмоции, воля и желания, называются общие, абстрактные категории бытийных отношений и т. д. Тем самым слово выступает в качестве узловой значимой единицы языка.Слова как значимые единицы языка не существуют изолированно - по отдельности, собственное значение каждого из них зависит в той или иной мере от значения других связанных с ним по смыслу слов, от возможностей его сочетания с другими словами, а также от тех деривационных рядов, в которых слово находится.Например, общее значение побуждения можно сформулировать такими глаголами, как: просить, упрашивать, умолять, советовать, рекомендовать, убеждать; требовать, приказывать и др. Все данные глаголы в конкретных значениях могут служить обозначением побуждения к какому-либо действию… Совместное значение побуждения (волеизъявления) является тем ядром индивидуальных значений данных глаголов, связывающим их так же, как и находящиеся в отношениях с ними существительные.