Особенности формирования фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Скачать дипломную работу на тему: Особенности формирования фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с ЗПР. В которой определены методы исследования фонематических процессов у младших школьников с зпр. Изучены особенности фонематического анализа и восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.08.2025
Объем файла
421 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Многие исследователи, такие как Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др., занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта. При задержке психического развития наблюдаются различные нарушения не только психической сферы, но и в большинстве случаев разнообразные нарушения речи. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа, к расстройствам письменной речи [7].
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР....................................................6
1.1. Проблема формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ЗПР...........................................................................................6
1.2. Особенности формирования фонематического анализа у детей с ЗПР..............................................................................................................................10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития...........................................................................13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.................................................................................18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР..19
2.1. Методика для изучения фонематического анализа у младших школьников с ЗПР.....................................................................................................19
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента...........................23
2.3. Рекомендации по формированию фонематического анализа у младших школьников с ЗПР.....................................................................................27
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях : учеб. пособие / М. М. Аманатова // Логопедия. – 2012. – № 1. – С. 20-27. Текст : непосредственный.
2. Амонашвили, Ш. А. Механизм письменной речи и методика обучения письму / Ш. Аـ .Амонашвили // Научное творчество Л. С. Выготского и современной психологии : тез. докл. Всесоюз. конф., 23-25 июня 1981 г. / отв. ред. В. В. Давыдов. – Москва : Педагогика, 1981. – С. 154-169. Текст : непосредственный.
3. Бабкина, Н. В. Специфика системы осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР и ее формирование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Бабкина // От истоков к современности : 130 лет орг. Психол. о-ва при Моск. ун-те : юбилейн. конф : в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Т. 1. – С. 399-401. Текст : непосредственный.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. -Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Текст: непосредственный.
5. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П Бессонова., О.Е. Грибова – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с. Текст : непосредственный.
6. Бойко, А. А. Диагностика памяти младших школьников с задержкой психического развития / А. А. Бойко // Проблемы теории и практики современной науки : материалы VI междунар. науч.-практ. конф., 54 31 мая 2015 г. : сб. науч. тр. / науч. ред. С. В. Галачиева. – Москва : Педагогика, 2016. – 93 с. Текст : непосредственный.
7. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология / Т. А., Власова, К. С. Лебединская — 1975. — № 6. – 350 с. Текст : непосредственный.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. — Москва / Т.А. Власова, М. С. Певзнер 1973. – 337 с. Текст : непосредственный.

У ребенка все более развивается навык слухового контроля над своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других [11].Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка[40].Нарушение фонематического слуха вызывает практически у всех детей отставание  в речевом развитии,  а  именно  нарушение  звуко -произносительной  стороны речи [38].Существует категория детей, у которых самостоятельно в период дошкольного детства фонематическая система не формируется. Такой категорией школьников являются дети с задержкой психического развития [24].Несформированность анализа влияет на общее развитие произношения. Однако если для повседневного общения достаточно наличия первичного фонематического слуха, то для овладения чтением и письмом его недостаточно. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин доказали, что необходимо развивать высшие формы фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. анализировать строение звучания слова [11].