Нарушения диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции
ВВЕДЕНИЕ
Речь занимает особое положение в структуре психических процессов и состоит из многих компонентов и уровней, она играет ведущую роль в формировании психики ребенка. Она регулирует поведение и является основой мышления. Несформированность диалогической речи является препятствием для формирования умений и навыков построения связного речевого высказывания.В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей по развитию речи считается формирование диалога, так как он является одним из важных средств коммуникации. К особенностям диалогической речи у дошкольников с ОНР относят: нарушение логической организации и последовательности высказывания, наличие нарушений в лексике и грамматике, неполный объем, скудная информативность, нарушение внимания, низкие возможности запоминания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР И ЕЁ РАЗВИТИЕ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………8
Лингвистические и педагогические основы изучения диалогической речи....................................................................................................................8
Развитие диалогической речи в онтогенезе………………………….........19
Общее недоразвитие речи у детей: классификация и уровни речевого развития………………………………………………………………..........28
Вывод по первой …………………………………………………………………36
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР…………………………………………………...38
2.1 Цель, задач, методы и организация исследования…………….................…38
2.2 Научно-теоретические основы исследования……………………………...42
2.3 Содержание методики исследования диалогической речи дошкольников…………………………………………………………………....43
Вывод по второй главе…………………………………………………………...45
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР…………………………………………………...46
3.1 Характер нарушений речевого этикета дошкольников с ОНР…………….47
3.2 Характер нарушений запроса информации дошкольников с ОНР………..50
3.3 Характер нарушений реплицирования дошкольников с ОНР……………..54
3.4 Характер нарушений в составлении диалогов дошкольников с ОНР……..57
Выводы по третьей главе………………………………………………………...60
ГЛАВА 4.СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР…....................................................................................................................62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....72
Приложение 1…………………………………………………………………….78
Приложение 2…………………………………………………………………….85
Приложение 3…………………………………………………………………….89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2016. – 400 с.
Аммосова, В. В. Обучение детей общению / В. В. Аммосова. – Якутск : Бичик, – 2005. – 64 с.
Арутюнова, Н. Д. Проблемы морфологии и словообразования / Н. Д. Арутюнова. – М. : Языки славянских культур, 2007. – 286 с.
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения : 3-7 лет / А. Г. Арушанова ; Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 126 с.
Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи : речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 292 с.
Бавыкина, Г. Н. Речевое развитие дошкольников / Г. Н. Бавыкина, М. М. Тулейкина. – Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре ГПУ, 2016. – 160 с.
Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. – М. : Худ. лит., 2016. – 543 с.
Безуглая, Л. Р. Функционализм в лингвистике / Л. Р. Безуглая // Актуальные проблемы стилистики. – 2015. – № 1. – С. 79–87.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич, – М. : Просвещение, 2017. – 83 с.
Бузаров, В. В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и грамматики слушающего / В. В. Бузаров. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. – 168 с.
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 26-е изд. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2019. – 539 с.
Веракса, А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 56–63.
Волкова, Л. С. // Логопедия / Л. С. Волкова и др. ; под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 703с.
М.М. Бахтин положил начало комплексного изучения диалогической речи, которое формируется на идее диалога как на непрерывном обмене речевыми действиями между оппонентами. Исследователь, в своих трудах раскрыл универсальный диалогический характер человеческой речи; с этим фундаментальным открытием связана его теория речевых жанров. Исследователь утверждал: «Ни одно высказывание не может быть ни первым, ни последним, оно является лишь звеном в цепочке и вне этой цепочки не может быть изученным». Внедряя эти основные идеи, концепции в современность, М.М. Бахтин подчеркивает, что главной целью современной лингвистики являются исследования коммуникативного взаимодействия индивидов, ориентированные на диалогическое взаимопонимание в соотношении с параметрами языка, среды и культуры [7].Диалогическая речь выступает как важное средство проявления коммуникативной функции языка и является одной из форм существования языка в целом. В связи с этим следует отметить, что решение перечисленных проблем становится возможным приспособлением методологического аппарата антропоцентрической лингвистики к анализу единиц речи. В связи с этим язык исследуется как динамическая система, которая реализуется в диалогической речи людей с их коммуникативными целями. Диалог, соответственно, понимается как самостоятельный объект исследования, со своей спецификой на уровне структуры, семантики и прагматики [19].Точкой отсчета в исследовании диалога можно считать высказывание Л.В. Щербы о том, что «монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, и настоящее свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [67, 52 c.]. Диалогизм как культурно-языковое явление привлекал внимание таких выдающихся гуманитариев, как М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Л.П. Якубинский, которые отмечали понимание диалога не только как формы общения, но и как основной единицы социального взаимодействия в целом. Это, так или иначе, стимулировало дальнейшую разработку указанной проблематики на обнаружение дихотомии «монолог – диалог» и первичное определение задач логико-грамматического и логико-психологического направления в исследовании диалогической речи [7, 16, 69].