Школьная тревожность часто болеющих детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Проблема тревожности очень актуальна в современной психологии. Ее изучением занимались как зарубежные, так и отечественные психологи (В.М Астапов, А.М.Прихожан, К.Спилбергер, Э. Фромм, К. Хорни и др). Среди переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, и трудностям в общении. Тревожность рассматривается специалистами как универсальный способ эмоционального реагирования в детском возрасте. Однако часто и длительно переживаемая тревожность всегда негативно сказывается как на общем состоянии ребенка, так и негативно влияет на все его развитие.
Особым возрастным периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст, поскольку именно в это время происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. От эмоционального благополучия ребенка на этом возрастном этапе во многом зависит
Содержание
Введение……………………………………………………………………... 6
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме тревожности у детей в психологии ………………………………………9
1.1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии... 9
1.2 Особенности тревожности в младшем школьном возрасте………….. 24
1.3 Психологические особенности часто болеющих детей………………. 34
Выводы……………………………………………………………………….. 45
Глава 2. Эмпирическое изучение школьной тревожности часто болеющих детей младшего школьного возраста………………………….. 47
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования особенностей тревожности условно здоровых и часто болеющих детей младшего школьного возраста……………………47
2.2 Анализ и обсуждение результатов изучения школьной тревожности условно здоровых детей младшего школьного возраста…………………. 51
2.3 Анализ и обсуждение результатов изучения школьной тревожности часто болеющих детей младшего школьного возраста…………………… 59
2.4 Сравнение результатов изучения школьной тревожности у условно здоровых и часто болеющих детей младшего школьного возраста……... 68
Выводы ………………………………………………………………………. 74
Заключение…………………………………………………………………… 75
Список литературы не найден
Ученик добивается успеха, но не может оценить его, и поэтому возникает чувство неудовлетворенности, напряженности, что может вызвать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышение утомляемости.
У школьников 1-2-х классов (6-7 лет) связь между тревожностью и особенностями отношения к себе не прослеживается. В 3-м классе такая связь обнаруживается у девочек. Начиная с 4-го класса и до конца школы, выявляется устойчивая связь тревожности и конфликтности самооценки, девочки и мальчики в этом отношении между собой не различаются [10].
Устойчивая тревожность свидетельствует о наличии у ребенка неблагоприятного эмоционального опыта. Установлено, что для тревожных детей, в отличие от эмоционально благополучных, характерно неумение учитывать условия. Они часто ждут успеха в тех случаях, когда он маловероятен, и одновременно - не уверены в нем даже тогда