Эффективность психолого-педагогических возможностей формирования основ экологической культуры дошкольников в системе игр

Скачать дипломную работу на тему: "Эффективность психолого-педагогических возможностей формирования основ экологической культуры дошкольников в системе игр". В которой определены эффективные способы и приемы работы для воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста в системе игр; созданы психолого-педагогические условия воспитания экологической культуры у дошкольников в системе игр.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.08.2025
Объем файла
138 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Одной из последних тенденций в современной науке является возрастание интереса к проблеме экологического воспитания ребенка. Интерес к данной проблеме обусловлен реалиями нашего времени.
Актуальность проблемы экологического воспитания подрастающего поколения обоснована, в первую очередь, низким уровнем экологической культуры современного общества. На сегодняшний день в обществе не сформировано экологическое самосознание и четкая позиция на природоохранную деятельность.
Основы экологической культуры личности должны начинаться закладываться уже с дошкольного возраста. Воспитание экологической культуры детей должно производиться целенаправленно и систематически, конечной целью данного педагогического процесса является экологически воспитанная личность.
Экологическая культура личности предусматривает экологическое сознание, гуманное отношение к природе, а также, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.
Соврем

Содержание

Введение 3

I. Теоретические аспекты воспитания экологической культуры дошкольников в системе игр 7

1.1. Проблема воспитания экологической культуры дошкольников в исследованиях отечественных, зарубежных психологов и педагогов 7

1.2. Особенности игровой деятельности дошкольников 15

1.3. Роль дидактических игр в процессе воспитания детей дошкольного возраста 22

Выводы по I главе 27

II.  Опытно - экспериментальная работа по оценке эффективности программы по формированию экологической культуры дошкольников в системе игр 28

2.1. Организация эксперимента и обоснование методик исследования экологической культуры дошкольников. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 28

2.2. Разработка и реализация программы формирования экологической культуры дошкольников в системе игр 34

2.3. Анализ результатов контрольного этапа 37

Выводы по II главе 41

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Список использованной литературы

1. Акимова, Е.В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 10–12.

2. Амет-Уста, З.Р/ Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений о природе// Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-proizvedeniy-o-prirode.

3. Антонов, В.П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников -2019. – с.105

4. Беляева, Н.Л. Детская художественная литература как средство развития интереса к природе у детей разновозрастной группы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-razvitiya-interesa-k-prirode-u-detey-raznovozrastnoy-gruppy 

5. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко; сост. Е.В. Анохина и др. -- 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Учитель, 2014. - 159 с.

6. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. - СПб.: Речь, 2010. – 97с.

7. Васильева Е. В., Крайнова М. В., Муканова А. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 25–32.

8. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. — 1997. — № 6. — С. 31—36.

9. Веретенникова, С. Ознакомление дошкольников с природой./ С. Веретенникова . - М.: Просвешение,2010.-80 с.

10. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы // Начальная школа. – 2012. – №4. – с. 36–40. 

11. Воропаева, Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Воропаева, О. М. Асеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82609

12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - M., 2011. - 90 с.

13. Геллер, Е.М. Наш друг – игра/ Е.М. Геллер. – Минск: 2009. – 158с. 

14. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/

15. Гирусов, Э.В. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 150–152.

16. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведе

Мы поддерживаем мнение С.Л.Рубинштейна, что: «...невольно чаруя и привлекая к себе игра, как жизненное явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» [43;97].
В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования игровой деятельности и игровой культуры современного дошкольника с целью наиболее активного и результативного использования возможностей игры для развития ребенка.
Результаты исследований А.П. Молодовой показывают, что усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях, так как играя ребенок решает собственную задачу и формирует собственную положительную оценку, тогда как на занятиях ребенок выполняет задания взрослого [36;112].
А. П. Усова [50] пишет, что игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Она создает положительный эмоциональный фон, на к