Логопедическая работа по преодолению нарушений связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольные детские годы – это значимый период в развитии детей, который определяет все его дальнейшее формирование.
Старший дошкольный возраст считается очень чувствительным этапом речевого развития, а также психологического формирования ребенка.
Очень жаль, но не все дети качественно строят свое речевое высказывание. Очень важно вовремя определить недостатки в речевом формировании и скорректировать их.
В настоящее время одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Эта речевая патология характеризуется недоразвитием всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической и, в том числе, связной речи.
Связная речь – наиболее важная часть речевой функции человека, поскольку именно с ее помощью человек может передать свои мысли по любому поводу, передать информацию. Другими словами, вся психическая жизнь ребенка проявляется во внешнюю среду именно посредством связной речи. Наиболее важным периодом становления речи детей, в т
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Связная речь как объект психолого-педагогического и специального исследования…………………………………………………………………………………….7
1.2 Особенности развития связной речи у детей в норме и при общем недоразвитии речи……………………………………………………………………………….18
1.3 Анализ методов и приемов выявления и преодоления нарушений связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………………….…………………28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………37
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Описание и обоснования методики исследования выявления уровня развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи……………………….39
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………44
2.3 Содержание системы логопедической работы по преодолению нарушений связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи……………………….47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопе-дам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразви-тия речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 355 с.
2. Акименко, Валентина Михайловна. Логопедическое обследова-ние детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 77с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2007. – 219 с.
4. Алхазишвили, А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. – М.: 2003. – 376 с.
5. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2009 [Электронный ресурс] // Электроннобиблиотечная система издательства «Лань». URL: http://lanbook.com/ (дата обращения: 15.09.2016)
6. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса: монография. М.: Изд–во ЛКИ, 2007. 213 с
7. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и форми-рование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – М., 2014. – 205с.
8. Богомолова Н. В., Анисимова Т. С. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 2. – 0,5 п. л.
9. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и техно-логии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. - / Молодой ученый. - 2016. - № 7.6 (111.6). - С. 35-38.
10. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Т.В.Большева -М.: Детство-Пресс, 2005.
11. Будникова Т. В. Сравнительный анализ возможностей методик В. П. Глухова и Т. А. Ткаченко в развитии связной речи старших до-школьников с ОНР III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь Ветрова В.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Педагогика, 2005. – 234 с.
12. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук./ Г.А. Ванюхина. – М.: РГБ, 2003. – 126 с.
13. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн. - метод. пособие. СПб., 2003. - 144 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004099163?ysclid=lgzdgrejce713120856
14. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – №4 – с.40- 47.
15. Воробьёва, В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва. – М.: Астрель, 2007. – 158с.
16. Выготский Л. С. Собрание
Дети используют простые распространенные и некоторые виды сложных предложений, но их структура при этом может быть нарушена (нет главных или второстепенных членов предложения). У детей третьего уровня осложнено понимание сложных предлогов, и поэтому они часто заменяют их на простые. Они неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактными и переносными значениями. Словарный запас уже еще больше, по сравнению с первыми двумя уровнями, но некоторые слова дети все же могут не знать (локоть, переносица, ноздри, веки). Детям третьего уровня речевого развития трудно воспроизводить слова и фразы сложной слоговой структуры. Звукопроизношение выражено лучше, чем у детей первых двух уровней, но все-таки дети неточно различают звуки на слух (первый и последний звук в слове; подбор картинок, в названии которых есть заданный звук). Недостаточно развитый слоговый анализ и синтез детей этого уровня препятствует овладению ими чтением и письмом [21].
Р. Е.