Использование принципа наглядности на уроках русского языка при изучении орфограмм в пятом классе
ВВЕДЕНИЕ
Согласно современной российской образовательной концепции в области изучения языков одной из основных целей обучение языку – это развитие у детей способностей к использованию языка как средство в общении в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Язык и культура взаимодействуют друг с другом таким образом, что культура соединяется со всеми уровнями использования языка и структурами; т.е. не существует уровня языка, независимого от культуры. Более того, тот факт, что язык способен выражать, воплощать и символизировать культурную реальность, ясно показывая, что язык и культура — это связь друг с другом.
Учебный процесс - важный компонент в системе образования. Процесс обучения представляет собой попытку в применении учебных подходов, моделей, стратегий, методов и приемов для представления содержания предмета таким образом, чтобы учащиеся могли правильно его понять.
Усилия по улучшению качества учебного процесса могут быть предприняты несколькими способами. Один
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИ КАК ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ 7
1.1Значение наглядности как принципа обучения русскому языку 7
1.2Дидактическое обоснование наглядности 11
1.3 Факторы наглядности обучения 13
1.4.Особенности использования наглядных средств обучения на уроках русского языка при изучении орфографии 15
1.5 Классификация наглядных средств обучения (Виды наглядных пособий). Особенности каждого вида наглядности 16
1.6. Применение наглядностей на разных этапах урока 23
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ 27
2.1. Современные наглядные средства при изучении орфографии в 5 классе 27
2.2. 4 фрагмента уроков по орфографии в 5-м классе с использованием разных типов наглядности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. М.: Изд. центр «Академия», 2014. 384с.
2.Аппарович Н.И. О системе наглядных средств обучения // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 5. – С. 97-101.
3.Артемов В.А. Психология наглядности при обучении / В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 2004. – 16 c.
4.Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский, 2002. – 103 с.
5.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. – 159 с.
6.Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»: стандарт третьего поколения. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 254 с.
7.Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 2019. – 428 с.
8.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку / В.Ф. Греков, 2008. – 55 c.
9.Грозян Н.Ф., Прудникова Т.И. Дидактические принципы Я.А. Коменского: принципы реализации в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 70. – Ч. 2. – С. 63-66.
10.Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения / В.В. Давыдов, 2003. – 77 с.
11.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов, 2001.- 122 с.
12.Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения / Г.В. Денисевич - Курск, 2006. – 176 c.
13.Десятов Д. Использование наглядности как средства формирования предметных компетенций учащихся на уроках истории // Научные записки ЗНУ, Серия: Педагогические науки. – 2017. – № 88. – 256 с.
14. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 кл
Средства наглядности делятся на наглядность зрительную, звуковую, зрительно - слуховую.
Наглядное пособие — это любой материал, который придает форму и форму словам или мыслям. Типы наглядных пособий включают физические образцы, модели, раздаточные материалы, изображения, видео, инфографику и т. д. Наглядные пособия прошли долгий путь и теперь включают цифровые инструменты, такие как кодоскопы, презентации PowerPoint и интерактивные доски.
Наглядные пособия по русскому языку – учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие. Наглядные пособия являют собой средства наглядности, способствующие усилению и акцентированию внимания учеников, улучшению усвоения материала, экономии учебного времени.
Группы средств наглядности, применяемых в школе: натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.); условные графические изоб