Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии

Скачать дипломную работу на тему: Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии. В которой определен процесс формирования графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии отечественной и зарубежной литературе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.08.2025
Объем файла
1182 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Комплексная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями, в т.ч. и с нарушениями речи, является одной из актуальных и практически значимых проблем межведомственного взаимодействия. Согласно Закона «Об образовании» для детей с особыми образовательными потребностями разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций [1].В Законе Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико–педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» написано: «ребенок с ограниченными возможностями – ребенок до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке» [2].
 

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………..........……… 9
1 Проблема развития и формирования графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии .....................…… 13
1.1 Графомоторные навыки как сложная форма психической деятельности................................................................................................... 13
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ………......................................................… 16
1.3 Структура и содержание коррекционной работы при формировании графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии....................................................................................................... 21
2 Эффективность коррекционной работы при формировании графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии....................................................................................................... 24
2.1 Практическая работа по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии............................ 24
2.2 Описание кейса заданий по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии........... 30
2.3 Экспериментальная оценка эффективности внедрения кейса заданий по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.............................................. 34
Заключение………………………………………….........………………… 50
Список использованной литературы………............................................... 54

Список использованных источников
Закон Республики Казахстан «О социальной и медико–педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года № 343 (дата обращения 24.03.2021).
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006.-118с.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 2002.-124с.
Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 2006. – №5. – С. 10–14
Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 – 298.
Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 2006. – №2. – С. 64 – 70.
Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – с.214–218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения / Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М.: 2005. – С 79–91.

Обучение первоначальным навыкам письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефекта. Эти трудности вызваны, прежде всего, несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей, в свою очередь, формирование способа удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание тех микродвижений, на основе которых строится двигательный акт письма.Для определения сущности подготовки к обучению грамоте, следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. По мнению Б. Г. Ананьева: «Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее» [1]. Соответственно, общеречевое развитие является основой при обучении грамоте. В дошкольных образовательных учреждениях, необходимо уделять особое внимание развитию речи и ее компонентам. Основными структурными компонентами речи являются: связанная речь, словарь, грамматика и фонетика. Опираясь на отзывы преподавателей, дети с успешно развитой речью стремительнее усваивают грамоту и легче погружаются в образовательный процесс. Если говорить о психологических характеристиках письменной речи, среди них можно выделить сознательность и произвольность построения речевого высказывания, устройство речевой рефлексии (понимание своего речевого поведения, речевых операций). Таким образом, базой для совершенствования письменной речи, является развитие рефлексии, а также произвольности.