Ценностно-смысловые приоритеты подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. За последние десятилетия как в нашей стране, так и за рубежом, проблема ценностей и ценностных ориентаций приобрела особую актуальность: в обществе происходит изменение норм, ломка старых стереотипов. Ценностная сфера, освободившаяся от предыдущих стереотипов, становится все более самостоятельной и независимой. Главные проблемы, вызванные нахождением жизненно важных целей, смысла жизни и возможностей их достижения, стоят перед каждым. Поскольку ценностные ориентации находятся в основе выбора жизненных ценностей человека, их знания помогает выяснить причины его поступков и действий. Ценности, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему "транслирует" само общество. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
1 Общая характеристика подросткового возраста
2 Психологические особенности ценностных ориентаций современных подростков
3 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций современных подростков
Выводы по первому разделу
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1 Методика и организация исследования ценностных ориентаций
2 Анализ результатов исследования
Заключение по второму разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
список основных источников
1. Волков Б.С. Психология молодости: Учебник для институтов. – М.: Трикста, 2006. – 256с.
2. Сергеенкова Е.П., Столярчук Е.А., Коханова Е.П., Пасека О.В. Возрастная психология. Учеб. пособие. –Центр учебной литературы, 2012. – 376с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Скрипченко Е.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В. и др. Учебное пособие. –Каравелла, 2009. – 400с.
4. Волков Ю.Г. Добреньков В.И., Кадарня Ф.Д., Саченко И.П., Шаповалов В.А. социология молодежи: Учебное пособие/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576с
5. Кутишенко В.П. Возрастная и педагогическая психология (курс лекций). 2-е изд.: учеб. пособие. – Центр учебной литературы, 2010 – 128 C.
6. Основы социальной психологии: Учебн. пособие/О.А. Донченко, М.М. Слюсаревский, В.А. Татенко, Т.М. Титаренко, Н.В. Хазратова и др.; под ред.М. М. Слюсаровского. – Миллениум, 2008 – 495с
7. Голубь А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе разрешительной деятельности//Социально-педагогическая работа. – 2009. – № 4. – С.53-57.
8. Юрий М.Ф. Человек и мир. / М.Ф. Юрий. –Дакор, 2006. 460 с
9. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
10. Основы психологии/ Под ред. О.В. Кирийчук, В.А. Роменца, 1997. С – 19-76.
11. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – С.90-170.
х доменов вместе с входящими в них ценностями. (Номер ценности дан по ее нумерации в опроснике. Буквы I и К означают соответственно индивидуальные и коллективные ценности (рисунок).
Для подростка характерно изменение отношения к взрослым. Он начинает более критично оценивать их слова и поступки, анализировать поведение, отношения, социальную позицию. Однако требования подростка к взрослому несколько противоречивы. Он «стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, испытывая в то же время тревогу и страх при необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, но не всегда откровенно признается в этом» [2].Взрослый должен быть другом подростка, но особенным – другом-приятелем, другом-наставником. Его задача – помочь ребенку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в мире взрослых [2]"Подъемы" и "падения" в этом возрасте обусловлены качественными изменениями, которые, с одной стороны, «сопровождаются появлением у самого подростка значимых субъективных затруднений разного порядка, а с другой – возникновением объективных помех при его взаимодействии с окружающей средой». «У подростков высокая активность может привести к внезапному изнурению, безумная радость сменяется печалью, уверенность в себе переходит в смущение, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие моральные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению - замкнутость в себе, тонкая чувствительность - в умственное безразличие, стремление к чтению - в пренебрежение к нему, устремление к новому, к реформированию - в любовь к стандартам, шаблонам, увлечение наблюдениями - в бесконечные размышления» [3].