Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Постоянная и быстрая меняемость как современного мира, так и современного социального пространства задает в нынешнее время современному человеку все более новые и более большие перспективы для реализации его личности, и вместе с этим одновременно при этом требует от нее высокой активности. Для того чтобы в современном мире современному человеку достичь всех его поставленных перед самим собой различных задач, а также социальных, профессиональных, творческих и других целей, для того чтобы ему быть успешным, а иногда и просто для того, чтобы выжить в современном мире, современный человек в настоящее время должен уметь достаточно быстро и легко адаптироваться к условиям и темпам современного мира, который находится в постоянной динамике внутри социального мира, а также человек в современном мире должен обладать хорошо сформированной собственной позицией и различными творческими способностями, которые позволяли бы ему раскрывать весь свой внутренний мир и весь свой потенциал.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Понятие и формирование гендерной идентичности
1.1. Понятие, происхождение и формирование гендерной идентичности…6-11
1.2 Из истории становления гендерного воспитания………………………11-13
1.3 Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей………………13-19
Вывод по первой главе…………………………………………………………19
Глава 2. Гендерный вопрос: комплексный подход гендерной компетенции воспитателей, родителей и системы образования в целом
2.1. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность…………………………………………………19-21
2.2. Формирование у родителей гендерной компетентности……………...21-23
2.3. Гендерное образование детей старшего дошкольного возраста………23-24
Вывод по второй главе………………………………………………………….25
Глава 3 Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста
3.1. Обоснование выбора метода исследования………………………………25
3.2. Методики для выявления гендерной направленности детей…………25-27
3.3. Результаты проведения методик по выявлению гендерной направленности у детей. Предоставление результатов в виде диаграмм…………………27-36
3.4. Вывод по проведенным методикам………………………36
Заключение…………………………………………………………………36-38
Литература …………………………………………………………39-41
Приложение 1. Методика «Коммуникативные способности» ……………..42-47
Приложение 2. Беседа с ребенком о половых ролях (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)……………………………………………………………………....48-50
Приложение 3. Тестовое задание «Выбор игрушки» ……………………..51-54
Список использованной литературы.
Агеев В.С. «Социальная идентичность»
Бабанский, Ю. Н. Психологические основы гендерной идентичности ребёнка // Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 457 с.
Берн Ш. Гендерная психология: спб 2002стр. 320
Василькова, Ю. В. Психология и педагогика: курс лекций // Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 440с.
Градусова, Л. В. Гендарная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л. В. Градусова. - 2016
Словарь гендерных терминов под ред. Денисовой А.А. –М.:Информация XXI, 2002 СТР.256
Т. Доронова «Девочки и мальчики 6-7 лет»
Жук, А. И., Казимирская, И.И. Формирование гендерной идентичности // Учебное пособие. -Мн.:Аверсэв, 2003. - 521 с.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установоку детей 3-7 лет. Вопросы психологии, 2000 номер 2 стр. 65-69
Кашкарева, Л. М. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни [Текст] / Л.М. Кашкарева, Н.А. Шинкарёва: Молодой ученый. — 2016. — №24
Коломинский Я.Л. и Мелтсас М.Х. «Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте. генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей под ред. Я.Л.Коломинского- Минск:Университетское издательство 1985
Коломинский Я.Л. И Мелтсас М.Х.Ролевая дифференциация пола у дошкольников. Вопросы психологии 1981 номер 2 с 47-57
Л. Колберг «Теория развития гендерного типирования»
И.С.Кон «Лики и маски однополой любви»
И.С.Кон «Психология половых различий. Вопросы психологии 1981номер 2, стр 47-57
Левко, А. И. Гендерные особенности детей // Учебное пособие. – Мн.: УП “ИВЦ Минфика”, 2003. – 341 с.
Джон Манни 1955 год. Научный эксперимент
С.А.Марутян «Модернизация образования в контексте современных педагогических парадигм» сб. научно образовательных докладов и статей. Ереван 2014 год.
Совсем еще недавно в мире основные различия в здоровье между женщинами и мужчинами объясняли в основном лишь только наличием биологических факторов. Но постепенно с течением временем стало ясно, что различие между мужчинами и женщинами следует объяснять и рассматривать в более широком понятие – понятие гендера. [4, с. 440]Во всех современных социальных, а также и гуманитарных науках принято рассматривать понятие гендерной идентичности разделяя и разграничивая на такие понятия как «пол» и «гендер», которые в свою очередь указывают, на конституциональные или на социокультурные основы отличий мужского и женского. Разберемся в различии этих двух понятий более подробно. Начнем с того что же такое понятие «пол» и что такое понятие «гендер», и чем эти два понятия объединяются. Для начала начнем рассматривать эти понятия со значения такого термина как «пол». Данный термин «пол» указывает нам лишь на биологические различия, которые в свою очередь определяются генетическими особенностями, анатомно - физиологическими характеристиками и детородными функциями. Далее рассмотрим теперь следующий термин такой как «гендер». [6]. В свою очередь такой термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые в свою очередь связанны с полом, но возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры. Исходя из это становится понятно, что разделение на типично мужское или типично женское является понятиями весьма условным, так как то, что в одном обществе принято считать и считается мужским занятием, в другом обществе теже занятия могут считать женским. Теперь разберемся с понятием «гендер» и выясним что оно означает. Такое понятие как «гендер» представляет собой и означает совокупность всех социальных и всех культурных норм, которые принято приписывать людям в зависимости от их биологического пола.