Опытно-экспериментальная работа в дошкольной образовательной организации

Скачать курсовую работу на тему: Опытно-экспериментальная работа в дошкольной образовательной организации. В которой исследован исторический анализ проблемы детского экспериментирования. Изучены особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.08.2025
Объем файла
68 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.По мнению академика Н.Н. Подъякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это утверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из нас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком - Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко по выбору сироп, варенье, желе.

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                    
ВВЕДЕНИЕ……………………………...............................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы детского экспериментирования как метода умственного воспитания дошкольников…………………………….........................................................6
1.1.Исторический анализ  проблемы детского                        экспериментирования……………………………...........................…6
1.2.Экспериментирование как ведущий вид деятельности…………9
1.3.Особенности экспериментирования в разных возрастных  группах……………………………......................................................15
Выводы по главе 1. ……………………………..................................22
ГЛАВА 2. Изучение экспериментальной деятельности детей
дошкольного возраста……………………………...........................................24
2.1.Описание используемых методик…………………………….....25
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных……….31
Выводы по главе 2.………………………….......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….........................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………........................................................41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К. Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод. конф. «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата,1990.
2.Бутузова В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 2. С.42-59.
3.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. - М.: Айрис-пресс, 2008.- 192 с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.
5.Доман Г. Как научить ребенка читать. Спб. 1996.
6.Доронова Т.Н., Короткова. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду. 2003. № 3. С.4-12.
7.Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по психологии. М.,1987.
8.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4. С.84-92.
9.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 56с.
10.Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.
11.Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк,1999.
12.Коменский Я.А. Материнская школа // История  зарубежной дошкольной  педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
13.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // История зарубежной  дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
14. Краткая философская энциклопедия. М.,1994.
15.Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

Преимуществом экспериментирования является то, что дети в процессе самостоятельной деятельности получают знания о предметах и явлениях.Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах метода экспериментирования.Известный чешский педагог, основатель дидактики Я.А.Коменский считал, что «основной предпосылкой для того (для успешного обучения) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» [13,68]. В своих работах он пришел к выводу, что «старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий» [12,70].Они (дети) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение (Джон Локк) [15,86].За использование метода экспериментирования выступал И.Г.Песталлоцци: «…созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом или абстракцией, от этого чувственного восприятия» [18,159].«Не торопитесь навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы…проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему…Редко требуй от него суждений» [17,137].