Уровень мотивационного компонента учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что учебная деятельность наиболее интенсивно развивается под влиянием целенаправленного педагогического воздействия в младшем школьном возрасте. Эффективность дальнейшего обучения во многом зависит от тех базовых знаний и умений ребенка, которые он получил в начальной школе. Поэтому именно в младшем школьном возрасте особое внимание учитель уделят диагностике и формированию компонентов учебной деятельности.
Своевременное выявление причин затруднений ребенка существенно облегчает поиск адекватных путей их преодоления. Качественная комплексная диагностика помогает предупредить возможные осложнения (снижение интереса, появления признаков негативизма), а также, при необходимости, поможет выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут или вид учебного заведения.
Проблема формирования компонентов учебной деятельности затронута в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выг
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………...………………...……………….. 3
1 Теоретический анализ компонентов учебной деятельности младших школь-ников…………………………………………………………….............................. 5
1.1 Характеристика учебной деятельности…………………….………………... 5
1.2 Общие подходы к формированию компонентов учебной деятельности…. 10
1.3 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности……... 12
2 Эмпирическое исследование мотивационного компонента учебной деятель-ности младших школьников……………………………………………………… 15
2.1 Организация и методы исследования………………………………………... 15
2.2 Анализ результатов мотивационного компонента учебной деятельности младших школьников….................................................................................... 16
2.3 Методические рекомендации по формированию мотивационного компо-нента учебной деятельности младших школьников ……………………... 20
Заключение, Выводы ……………………………………………………………….. 25
Список использованных источников………………………………………………. 27
Приложение А Тест - опросник на изучение особенностей формирования мотивационного компонента учебной деятельности………. 29
Приложение Б Изучение особенностей формирования мотивационного компонента учебной деятельности…………………………... 31
Приложение В Пример протокола изучения особенностей учебной дея-тельности младших школьников…………………………….. 32
Приложение Г Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников…………...……………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антипова, В.П., Бокарева, Г.А., Ильин, В.С. О методах диагностики уровня развития потребности в знаниях у школьников. – М.: Парма, 2001 – 378 с.
Аристова, Л.П. Активность учения школьника. – М.: Просвещение, 1998. – 452 с.
Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. – СПб.: Нева, 2004. – 287 с.
Вергелес, Т.Н., Матвеева, Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб.: Лань, 2000. – 370с.
Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: Звезда, 2005.- 455 с.
Данилов, М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. – М.: Аврора, 2003. – 387 с.
Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. 2005. №6.
Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Педагогика, 2001. – 488 с.
Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Парма, 2004. – 542 с.
Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1999. – 380 с.
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 2003. – 265 с.
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2002. – 344 с.
Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий // http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/7.html (Дата обращения: 04.10.2014)
Гебос, А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении)// http://www.aonb.ru/vss/index.php?act=show_s_new&id_new=6001 (Дата обращения: 04.10.2014)
Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьников // http://sovetprosto.ru/shkolnye-zadaniya/raznye/sistema-formirovaniya-uchebnoi-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov/ (Дата обращения: 08.10.2014)
Еникеев, М.И. Теория и практика активизации учебного процесса // http://edu-lib.net/drugoe-2/enikeev-m-i-teoriya-i-praktika-aktiviza (Дата обращения: 08.10.2014)
Крутецкий, В.А. Психология обучен
Основными методами формирования и активизации учебной деятельности в большинстве работ Н.Ф. Талызиной, А.И. Гебос [11] рассматривают проблемное обучение, самостоятельные работы, использование программированных заданий, алгоритмов, технических средств.
Таким образом, активная учебная деятельность учащихся является важнейшим аспектом для формирования компонентов учебной деятельности.
1.3 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
Известно, что положительная мотивация значительно стимулирует деятельность. Исследованиями установлена зависимость эффективности деятельности от силы мотивации: чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности (закон Йеркса-Додеона) [8]. Однако такая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает снижать