Эвенские сказки как средство нравственного воспитания детей в старшем дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность в концепции дошкольного образования Республики Саха (Якутия) говорится, что в результате воздействия культуры происходит присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного, культурного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно - этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, искусства, обычаями и традициями своего народа.
По моему мнению, дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. С раннего возраста родителям и воспитателям надо каждому ребенку внушать определенные нравственно-поведенческие правила.
Период дошкольного детство наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…….…….……….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВЕНСКОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…6
1.1. Педагогические аспекты формирования изучения нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста ……………...6
1.2. Особенности эвенской сказки как средство нравственного воспитания детей в старшем дошкольном возрасте……………9
1.3. Методика ознакомления детей с художественной литературой………………………….......................................................14
Выводы по главе…………………………………………………………...
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВЕНСКИХ СКАЗОК В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………20
2.1. Диагностическое исследование уровня развития нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста ……20
2.2. Содержание работы по эвенских сказок в формировании нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста...20
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы….32
Выводы по главе………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Акимова, Т. М. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / Т. М. Акимова – М. : Издательство «Высшая школа», 2013. – 293 с.
3. Алексеева М.М. Методика Развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие для студентов средних пед. учеб. зав-й/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400с. - (Педагогическое образование).
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский - М. , 2011. – 330 с.
5. Бибко, Н. С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа № 5. – 2007. –С.39-42.
6. Бибко, Н. С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа - 1991. - № 12. - С. 20-26.
7. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 15-18.
8. Буре, Р. С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие [Текст] / Р. С. Буре - Спб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
9. Бурыкин, А. А. Жанровый состав фольклора эвенов и его региональные варианты // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 2008. С. 140.
10. Васильева, М. А., Гербова, В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова - М. - Мозаика - Синтез. – 2005. – 496 с.
11. Вержбицкая, М. А. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения [Текст] / М.А. Вержбицкая // Начальная школа. - 1987. - № 10. - С.14 - 20.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] /Л.С. Выготский - М. , 2003. – 348 с.
13. Гармаев, А. Пряник, кнут и воспитание человечности [Текст] / А. Гармаев // Семья и школа. - № 10. - 1981. - С.27 - 29.
14. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.З. Гликман - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 415 с.
15. Григорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д.. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - М. : Гардарики,2003. - 480 с.
16. Даль, В. И Толковый словарь живого великорусского языка. [Текст] / В. И. Даль - М. , 2013. Т.4. – 680 с.
17. Довгун, А. И. О некоторых условиях
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно - эмоциональную оценку. В литературно - художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композиции. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других.
Разработано несколько критериев:
- Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Мора