Организация сотрудничества младших школьников
Введение
Актуальность рассмотренной мной темы в курсовой работе заключается в том, что перед современной психолого-педагогической наукой стоит проблема принципиального переосмысления роли учителя и обучающегося в учебно-воспитательном процессе, то есть гуманизации обучения. На данный момент перед учителем стоит задача управления деятельностью как всего коллектива обучающихся, так и отдельного ученика. Выполнить данную задачу невозможно в рамках традиционного представления о процессе обучения. Зачастую традиционный процесс обучения не может быть личностно-ориентированным, что в дальнейшем не будет способствовать осуществлению дифференцированного подхода к обучающимся.
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты организации сотрудничества младших школьников на учебном занятии. 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к понятию «сотрудничество» в обучении и воспитании. 7
1.2 Формы и виды организации сотрудничества младших школьников на учебном занятии 13
1.3 Способы организации сотрудничества младших школьников на учебном занятии 22
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков сотрудничества у младших школьников. 32
Список литературы
Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. – Москва : Просвещение, 2014. –243 с.
Багина, О. А. Об учебном сотрудничестве как необходимом условии формирования коммуникативных компетенций младших школьников / О. А. Багина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2014. – Ч. 1. – С. 121-125.
Бекназарова, Л. С. Этапы развития сотрудничества в учебном процессе учителя с учениками / Л. С. Бекназарова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – № 6 (108). – С. 110-113.
Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 357 с.
Бодалев, А. А. Психология общения: учеб. – метод. пособие / А. А. Бодалев. Москва : Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 320 с.
Болдырева, А. В. Организация учебного сотрудничества на уроке / А. В. Болдырева, Е. Г. Белова, С. В. Некипелова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалов III Междунар. науч.-практ. конф., 08 мая 2015 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова ; гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2015. – С. 49-50.
Болтаева, Г. С. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников / Г. С. Болтаева // Социальный стресс как познавательная и прикладная проблема. – Омск : Омская юридическая академия, 2016. – С. 113-117.
Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. Москва : Центр «Педагогический поиск», 2020. – 144 с.
Варфоломеева, Е. П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения / Е. П. Варфоломеева // Российский научный журнал. – 2016. – № 5 (43). – С. 195-199.
Из фронтальной работы она включает в себя возможности общения, а от индивидуальной – детскую самостоятельность.
По мнению Г.А. Цукерман, групповая работа – это область «детской полусамостоятельности», где помощь взрослого мешает становлению рефлексии и многих других качеств, но полностью самостоятельно младший школьник действовать не может [47]. В данном случае более результативна будет помощь сверстника. Плюсами данной формы является то, что группы работают в собственном темпе, обучающиеся активны, чувствуют себя комфортно в ситуации сотрудничества и отсутствия непосредственного контроля педагога. К минусам же можно отнести то, что дети в группах не всегда могут полно и глубоко вникнуть в учебный материал, выбрать самый экономный путь его изучения.