Формирование словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых особое место занимает развитие и формирование мышления и речи. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Одной из самых важных проблем является проблема взаимосвязи мышления и речи. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи ………………..….7
1.1. Проблема исследования словесно-логического мышления в психолого-педагогической литературе ………...……...…..................................7
1.2. Развитие словесно-логического мышления в онтогенезе ……..…13
1.3. Особенности развития словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи …….…………………………………….………17
Выводы по главе 1 ................................................................................... 22
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи …………………23
2.1. Содержание и описание методик обследования словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………...…..23
2.2. Анализ результатов изучения словесно- логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………30
2.3. Методические рекомендации по формированию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….34
Выводы по главе 2 …………………………..……………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..…………………............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................…43
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………...……….…....48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алатарцева, Е. В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР / Проблемы и перспективы / Е. В. Алатарцева. — № 112. — 2016:, 2009. — 45 c.
Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1996. - 16 с.
Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский.- СПб: Питер, 2011.- 364с.
Бортникова, Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление.\ Е.Ф. Бортникова.- Екатеринбург: ООО КнигоМир, 2010.-320с.
Брушлинский, А. В.Психология мышления и проблемное обучение А.В. Брушлинский. - М. : Знание, 1983. - 96 с.
Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю - М.: Смысл, 1998. –– 685 с.
Венгер, Л.А. Домашняя школа. / Л.А. Венгер. – М.: Знание – 2009 – 187
Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко; НИИ дефектологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1990.
Волкова, Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Л.С. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999 – 352 с.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский // Эксмо –пресс, серия «Мир психологии». – М.,2002. – 108 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский - М.: Изд - во Смысл, Изд - во Эксмо, 2005 - 512 с.
Гальперин, П.Я. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. / П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец // Послесловие к книге Д.Флейвелла // Генетическая психология Ж.Пиаже. – М., 1967
Жинкина Н.И. Механизмы речи [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С. Д. Забрамная. – 2е изд.
Данный вид мышления функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.
Рассмотренная характеристика словесно-логического мышления позволит определить дизонтогенез этого вида мышления у детей с общим недоразвитием речи.
1.3. Особенности развития словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в разные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим интеллектуальный процесс в целом приобретает познавательный характер.